Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Слова категории состояния - МОРФОЛОГИЯ
Цель: закрепить признаки слов категории состояния, вспомнить и отработать признаки, позволяющие разграничивать наречия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Этимологическая разминка
— Определите этимологию наречий:
а) дотла (собств.-русск. Образовано от тьло — почва, пол, основание. Связано с глаголом тлеть);
б) насмарку (от предлога на + смарка “стирка, счистка”);
в) наобум (от обум — предлог об и ум, т. е. “наудачу”);
г) досыта (сытный, “сыто” — напиток, подававшийся в конце трапезы).
III. Работа по теме урока
Учитель вместе с классом вспоминает, какие слова называются словами категории состояния, в чем их особенность, чем категория состояния отличается от наречий. Необходимо затронуть вопрос о разных взглядах на данный класс слов: “предикативные наречия”, “наречия состояния”, “слова состояния” и т. д. Дается определение слов категории состояния.
Учащиеся вместе с учителем заполняют в тетрадях таблицу 20.
Таблица 20
Слова категории состояния
Часть речи |
На какой вопрос отвечает |
К чему относится |
Роль в предложении |
Пример |
1. Наречие |
Как? Каким образом? |
К глаголу-сказуемому |
Обстоятельство |
Мальчик рисовал красиво |
2. Категория состояния |
Каково состояние? |
Грамматически самостоятельно |
Сказуемое в безличном предложении или в предложении с подлежащим-инфинитивом |
1. В комнате красиво. 2. Танцевать вальс — это красиво |
3. Краткое прилагательное в форме ср. р. |
Каково? |
К подлежащему |
Сказуемое в двусоставном предложении |
Платье было красиво |
IV. Закрепление
Задание: составить предложения, используя омонимичные формы разных частей речи (например: солнечно, голодно, трепетно, грустно).
Работа с учебником: прочитать § 56, выполнить упражнение 321.
V. Итог урока
Домашнее задание
Упражнения 320 (устно) и 322 (письменно).