Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Гласные в суффиксах имен существительных - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить орфограммы, связанные с именем существительным; отработать умение применять изученные правила; формировать навыки публичного выступления.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка домашнего задания в тетрадях с выставлением оценок.
2. Заслушивание сообщений по правописанию окончаний имен существительных. (Учитель напоминает о требованиях, предъявляемых к публичным выступлениям, и дает задание классу: законспектировать основные положения выступлений.)
II. Закрепление изученного
Учащиеся выполняют упражнение 183 (письменно).
III. Изучение новой темы
1. Учащиеся читают § 35.
2. Составление таблицы 10.
Таблица 10
Правописание суффиксов
Традиционное правописание суффиксов |
Правописание суффиксов, зависящих от определенных условий |
||||
Суффикс |
Буква |
Пример |
Суффикс |
Правило |
Пример |
-отн-я |
О |
Беготня |
-чик- |
После согласных д, т, з, с, ж Исключение: некоторые слова с иноязычными корнями |
Переводчик, летчик, извозчик, переписчик, перебежчик |
-овн-я |
О |
Болтовня |
-щик- |
После остальных согласных |
Пильщик, каменщик, брильянтщик |
-от-а |
О |
Высота |
-ек- |
Если гласный при склонении выпадает |
Замочек — замочка |
-ость |
О |
Молодость |
-ик- (-чик-) |
Если гласный при склонении не выпадает |
Ключик — ключика, батончик — батончика |
-ет-а |
Е |
Нищета |
-ек- |
После шипящего в безударном положении |
Горошек, кусочек |
-есть |
Е |
Плавучесть |
-ок- |
После шипящего в ударном положении |
Крючок, башмачок |
-еств-о |
Е |
Вещество |
-ец- |
В словах мужского рода |
Молодец |
-ин-а |
И |
Глубина |
-иц-а |
В словах женского рода |
Девица |
-изн-а |
И |
Кривизна |
-ич-к- |
В словах, образованных от существительных на -иц- |
Синичка |
-(ин) ств-о |
И |
Достоинство |
-ечк- |
В остальных случаях |
Местечко, Танечка |
-ец-о |
Ударение падает на окончание |
Письмецо |
|||
-иц-е |
Ударение на основе |
Креслице |
|||
-оньк-, -еньк- |
Пишутся с мягким знаком |
Сереженька, березонька |
|||
-ёнк-, -онк- |
Пишутся без мягкого знака |
Шубёнка, мальчонка |
|||
-ышк- |
В словах среднего рода |
Зернышко |
|||
-ушк- |
В словах мужского и женского рода |
Соседушка, матушка |
|||
-юшк- |
Пишется в словах всех трех родов |
Полюшко, батюшка, волюшка |
Примечание. Таблица может составляться учащимися самостоятельно по ходу чтения учебника. Учитель может предложить вариант динамичной таблицы. В этом случае (на выбор учителя) заполняем одну графу таблицы, остальное — задача учащихся. При этом желательно, чтобы шапка таблицы была у каждого ребенка.
IV. Закрепление темы
Задание: составить по вариантам предложения, включающие слова.
Вариант 1: с суффиксами -ек-, -енк-, -ец-, -ечк-, -еньк-.
Вариант 2: с суффиксами -инк-, -ик-, -иц-, -ичк-, -оньк-.
Выполнение упражнения 208. Распределить слова по двум колонкам с суффиксами -щик-, -чик-. Два человека работают у доски.
V. Итог урока
Беседа по изученным орфограммам.
Домашнее задание
1. Подготовиться к проверочной работе “Правописание суффиксов имен существительных”.
2. Упражнение 211.