Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Гласные и согласные в приставках. Ь и Ь. И или Ы после приставок - ОРФОГРАФИЯ
Цели: отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения; установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.
Примечание. Темы эти можно рассматривать в обобщенном виде вместе, поскольку они касаются одной и той же орфографической трудности: правописания на стыке морфем — и, что немаловажно, поскольку они уже изучались. В идеале старшеклассники уже должны уметь свободно распознавать орфограмму и свободно ориентироваться в условиях ее выбора. Обобщить тему можно, дав ее с опорой на принципы русской орфографии, поскольку при таком подходе правила легко группируются.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
— Какие принципы русской орфографии вы знаете?
— Охарактеризуйте морфологический принцип русской орфографии.
— Охарактеризуйте фонетический принцип русской орфографии.
— В чем состоит традиционный принцип русской орфографии?
— Как вы понимаете суть дифференцирующего принципа русской орфографии?
II. Работа по теме “Гласные и согласные в приставках”
1. Слово учителя.
Правила, которые сегодня мы будем повторять, легко запомнить, если знать, какому принципу орфографии отвечает каждое из них. Повторяя эти правила дома, вы, наверное, заметили, что одни из них основаны на единообразном написании приставки, другие — на принципе “пишется, как слышится”, а третьи явно различают значения похожих по звучанию, но разных по значению слов.
Давайте попробуем правильно распределить приставки, правописание которых вы должны помнить, по принципам русской орфографии и посмотрим, так ли эти правила трудны, если их упорядочить (таблица 8).
Таблица 8
Правописание гласных и согласных в приставках
Принцип |
|||
Морфологический |
Фонетический |
Традиционный |
Дифференцирующий |
над-, об-, от-, под-, перед-, в-, с-; за-, до-, на-, пере-, по- |
раз-, роз-; рас-, рос-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; без-, бес-; чрез-, чрес-; через-, черес-; низ-, нис- |
- |
пра-, про-; пре-, при- |
Итак, на самом деле все не так и сложно. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с), подчиняются морфологическому принципу, т. е. согласные и гласные в таких приставках не меняются на письме независимо от произношения. Приставки, оканчивающиеся на з/с, подчиняются фонетическому принципу: пишем их так, как слышим. То же самое относится и к гласным a/о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. А вот правописание приставок пра-, про-, а также пре- и при- зависит от значения, которые они привносят в слово.
— Приведите пример слова с приставкой пра-. Какое значение несет эта приставка? (Указывает на давность, древность лиц, эпох, явлений. Например, прабабушка.)
— Как различаются по значению приставки пре- и при-? (При- обозначает присоединение, приближение, неполное действие или действие, завершенное до конца, а пре- либо близка по значению к пере-, либо обозначает высшую степень проявления чего-либо.)
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 146 (с. 94) может выполняться либо в полном, либо в сокращенном варианте (в последнем случае в тетрадях записываются не предложения, а лишь слова с приставками).
Упражнение 151 (с. 96) выполняется под диктовку учителя.
III. Работа по теме “И и Ы после приставок”
1. Слово учителя.
Мы с вами рассмотрели правила правописания приставок. А теперь вспомним, как ведут себя гласные и и ы после приставок.
— Какому правилу подчиняется правописание гласных и и ы после приставок: какая гласная пишется после приставки,
оканчивающейся на гласную, а какая — после приставки, оканчивающейся на согласную?
— После каких приставок вопреки правилу пишется и?
— Каким принципам орфографии подчиняется правило? (В основном фонетическому: и после приставок на гласную, ы после приставок на согласную мы пишем потому, что так слышится. После приставок меж- и сверх- и пишется по традиции.)
— Почему правило не распространяется на сложносокращенные слова, первая часть которых оканчивается на согласную? (Потому что первая часть таких слов является не приставкой, а основой.)
2. Выполнение упражнения 157.
IV. Работа по теме “Разделительный Ь и Ь”
— Назовите функции ь на письме. (Обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная.)
— В чем состоит различие в употреблении разделительного ъ и ь? (В том, что разделительный ъ употребляется после приставок перед буквами е, ё, ю, я, а разделительный ь — в корнях, суффиксах и окончаниях перед е, ё, ю, я.)
(Заполнение таблицы “Употребление разделительного ь”.)
Таблица 9
Употребление разделительного ь
Ь для обозначения мягкости |
Ь для обозначения грамматической формы |
||
Пишется |
Не пишется |
Употребляется |
Не употребляется |
1) после любого мягкого согласного (например: ...); 2) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (например: ...); 3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (например: ...); 4) между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твердым (например: ...) |
1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч (например: 2) между двумя мягкими л (например: ...) |
1) в именах существительных женского рода, единственного числа, 3-го склонения (например: ...); 2) в повелительном наклонении глаголов. Например: 3) в неопределенной форме глаголов (например: ...); 4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (например:...); 5) в наречиях. Например: 6) в частицах (например: ...); 7) в творительном падеже множественного числа существительных и числительных, а также в других падежах числительного восемь (например:...) |
1) в именах существительных мужского рода, единственного числа, 2-го склонения (например: ...); Исключение: ... |
Примечание. Таблица направлена на сопоставление графической (мягкость на письме) и грамматической функций мягкого знака. Для экономии времени возможна распечатка шапки таблицы на каждого ученика. Если работа проводится в группах, то можно, наоборот, написать примеры, а учащимся дать задание выявить особенности употребления мягкого знака в каждом случае.
Упражнение 163 (с. 103) выполняется в виде распределительного диктанта.)
V. Итог урока
Домашнее задание
1. Повторить все изученное по теме “Морфемика и словообразование”.
2. Повторить все изученные орфографические правила.
3. Упражнения 152 (с. 97) и 166 (с. 104).