Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Контрольные работы. Схема анализа контрольных работ - 1 КЛАСС
На восстановление деформированного текста
Работа 1
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду. (24 слова)
Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.
Инструкция. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
На узнавание твёрдости — мягкости согласных звуков и способов их обозначения
Работа 2
Волк, лось, крот, жук, дупло, белка. (6 слов)
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция. 1) Выпиши слова, в которых обозначены только твёрдые согласные звуки. 2) Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Работа 3
Сорока, гусь, коса, луг, молоко, пенёк. (6 слов)
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция. 1) Выпиши слова, в которых обозначены только твёрдые согласные звуки. 2) Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
На выявление умения делить слова на слоги
Работа 4
Ухо, осина, лампа, крыша, утка, окно, аист. (7 слов)
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция. 1) Спиши слова, разделяя их чёрточкой на слоги. 2) Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.
Работа 5
Ива, арбуз, орёл, утро, удар, лимон, огурцы. (7 слов)
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция. 1) Спиши слова, разделяя их чёрточкой на слоги. 2) Подчеркни слова, которые можно переносить.
На правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн
Работа 6
Диктант
Лужи, уши, чашка, учу, внучка, ищу, щавель. (7 слов) Порядок работы. Слова диктуются с указанием запятых.
Запиши под диктовку. Подчеркни в словах орфограммы.
Работа 7
Диктант
Ужи, шипы, мощный, свечка, дачник, встреча, роща. (7 слов)
Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует их, указывая запятые (“Ужи, запятая” и т. д.) и точку в конце диктанта.
Запиши под диктовку.
Грамматические задания. 1) Обведи кружочком буквы, которые обозначают твёрдые шипящие звуки. 2) Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие шипящие звуки.
На правописание большой буквы в именах собственных; обозначение мягкости согласных и сочетание шипящих с гласными
Работа 8
Диктант
Тётя, Толя, Волга, мяч, ежи, Алёна, Жулька, окунь, сети, чищу, туча, чаща, шишки, стучу. (14 слов)
Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые (“Тётя, запятая” и т. д.) и точку в конце диктанта. Сначала дети проверяют написанное самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Инструкция. Запиши под диктовку.
Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Работа 9
Диктант
Коля, лыжи, Лена, путь, щука, дача, Пушок, груши, пружина, чудо. (10 слов)
Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые (“Коля, запятая” и т. д.) и точку в конце диктанта.
Сначала дети проверяют написанное самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления, сделанные в ходе самостоятельной проверки, за ошибку не считаются.
Инструкция. Запиши под диктовку.
Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Работа 10
Диктант
Стало тепло. Это пришла весна. Тает снег. Бегут ручейки. Малыши Витя и Павлик пускают кораблики. Света и Ольга играют в мяч. (21 слово)
Порядок работы. Сначала учитель читает текст в соответствии с нормами произношения. Затем диктует слова каждого предложения орфографически, по два-три слова с паузами между ними. После записи всего текста учитель ещё раз читает его медленно, орфографически, ученики проверяют написанное.
Инструкция. Запиши под диктовку.
Грамматические задания. 1) В словах предпоследнего предложения поставь ударение. 2) В последнем предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Схема анализа контрольных работ
♦ Классификация ошибок
Работа 1
Текст составлен с помощью.
Работы 2—3
Не выписали слова с твёрдыми согласными звуками. Не выписали слова с мягкими согласными звуками. Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Работы 4—5
Не разделили слова на слоги.
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести.
Не подчеркнули слова, которые можно перенести.
Работы 6—7 (диктант)
Подчеркнули не все орфограммы.
Работы 8—9 (диктант)
В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Работа 10 (диктант)
Не во всех словах поставили знак ударения. Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
♦ Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы:
1. Пропуск, замена, перестановка букв.
2. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.
3. Ь на конце слова.
4. Гласные после шипящих.
5. Большая буква в именах собственных.
6. Перенос слов.
7. Ударение в слове.