Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Перемещение при прямолинейном равномерном движении - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Закрепить представление о механическом движении, рассмотреть прямолинейное равномерное движение и его характеристики, ввести понятие “закон движения” или “уравнение движения”, вывести уравнение прямолинейного равномерного движения, познакомить учащихся с графическим представлением движения и графическим способом решения задач на расчет пройденного пути.
Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика скорости и вычисление по нему пройденного пути.
Содержание опроса. 1. Чем отличаются векторные величины от скалярных? 2. Какие векторные физические величины вы знаете? 3. Как найти проекцию вектора на ось? 4. Вспомните, что характеризует скорость движения. 5. Что называется графиком пути, графиком скорости?
Содержание нового материала. Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой момент времени (уравнение движения), равенство модуля вектора перемещения (пути) и площади под графиком скорости.
Закрепление материала. Вопросы после § 4. Решение задач 1399, 1402 из Сборника.
Домашнее задание. § 4. Упражнение 4.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о перемещении тела при прямолинейном равномерном движении, познавательными У УД при работе с текстом учебника.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равномерного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные и графические задачи по определению пройденного пути; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить график скорости.
Методические замечания
Изложение нового материала можно начать с демонстрации равномерного прямолинейного движения. Вспомнить характеристики этого вида механического движения. Ввести понятие скорости равномерного прямолинейного движения, записать формулу для расчета скорости в векторном виде. Затем перейти к проекциям векторов скорости и перемещения на выбранную ось ОХ. Следует обратить внимание учащихся на то, что при прямолинейном движении модуль вектора перемещения равен пройденному пути. Для рассмотрения графического способа нахождения пройденного пути построить графики зависимости проекции скорости от времени, например, vx = 30 км/ч, vx = -25 км/ч. По этим графикам найти пройденный путь за 2 ч.