Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Повторить понятия “траектория движения”, “равномерное движение”, “ускорение”; рассмотреть движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью; вывести формулу для расчета центростремительного ускорения; научить решать задачи на расчет центростремительного ускорения; закрепить знания учащихся о видах механического движения.
Демонстрации. Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили из рук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении тела по окружности (по рис. 39 учебника).
Содержание опроса. 1. Сформулируйте второй закон Ньютона. 2. Сформулируйте закон всемирного тяготения. 3. Назовите формулу для определения ускорения свободного падения. 4. Почему числовое значение ускорения свободного падения зависит от географической широты места? 5. Как зависит ускорение свободного падения от высоты тела над поверхностью Земли? 6. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне?
Содержание нового материала. Условие криволинейности движения. Направление вектора скорости тела при его криволинейном движении (в частности, по окружности). Центростремительное ускорение.
Закрепление материала. Вопросы после § 17, 18. Решение задач 2 и 3 из упражнения 18.
Домашнее задание. § 17, 18. Упражнения 17 (1), 18 (1,4*).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о движении тела по окружности; применять эвристические методы при решении вопроса о причине возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении тела по окружности; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач; развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: сформировать познавательный интерес к видам механического движения, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на равномерное движение точки по окружности; самостоятельно приобретать знания о центростремительном ускорении; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: применять знания о прямолинейном и криволинейном движении; понимать, почему возникает ускорение при равномерном движении тела по окружности и как оно направлено; понимать, что тела могут двигаться по окружности под действием сил разной природы; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные: приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении тела по окружности; объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении тела по окружности.
Методические замечания
Начать объяснение нового материала можно с примеров, когда действие силы на тело приводит к изменению только модуля вектора скорости тела и когда — к изменению направления вектора скорости (по рис. 34 учебника). Выяснить условия движения тела прямолинейно и криволинейно. Рассмотреть примеры движения тела по окружности и прийти к выводу, что при равномерном движении тела по окружности возникает центростремительное ускорение. Записать (без вывода) формулу для расчета модуля центростремительного ускорения. Изобразить на рисунке направления векторов мгновенной скорости и центростремительного ускорения. Записать второй закон Ньютона для движения тела по окружности. Выяснить направление и природу силы, под действием которой тело движется по окружности (для разных случаев).