Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Магнитный поток - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Ввести определение магнитного потока.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, повторение
- Как называется и каким символом обозначается векторная величина, которая служит количественной характеристикой магнитного поля?
- По какой формуле определяется модуль вектора магнитной индукции однородного магнитного поля?
- Что принимается за единицу магнитной индукции? Как называется эта единица?
- Что называется линиями магнитной индукции?
- В каком случае магнитное поле называют однородным, в каком - неоднородным?
II. Кратковременная лабораторная работа «Получение спектров магнитного поля»
Оборудование:
Постоянные магниты (плоские и дугообразные), железные опилки, бумагу, железное кольцо.
Задание:
С помощью магнитов и железных опилок получить и зарисовать в рабочей тетради магнитные спектры:
а) прямолинейного магнита;
б) дугообразного магнита;
в) двух прямолинейных магнитов, обращенных одноименными и разноименными друг к другу полюсами на расстоянии 5-7 см;
г) дугообразного магнита с железным кольцом.
III. Новый материал
Для объяснения опытов, которые будут проводиться в дальнейшем, нам необходимо ввести еще одну физическую величину - магнитный поток или поток вектора магнитной индукции: Ф.
Введем магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур, как величину, пропорциональную модулю вектора индукции магнитного поля В и площади контура S:
Ф ~ BS.
Кроме того, будем считать, что магнитный поток зависит от ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции: чем больше линий магнитной индукции пронизывает контур, тем больше будет и магнитный поток.
Здесь необходимо немного отвлечься и вспомнить о том, что под словом «поток» понимают в обыденной жизни. Поток воды, поток воздуха... Возьмем кусок плотной бумаги с отверстием в одну руку. Подуем в отверстие, подставив другую руку с обратной стороны листа. Сильнее дунем - больше поток воздуха. Будем дуть с такой же силой, по часть отверстия прикроем - поток уменьшится. И наконец, если плоскость листа бумаги поставим параллельно направлению потока выдуваемого воздуха, ваша вторая рука практически не почувствует влияния воздушного потока.
Аналогично обстоит дело и с магнитным потоком. При усилении магнитного поля количество силовых линий возрастает, следовательно, возрастает и магнитный поток (рис. 63).
Уменьшение площади контура при неизменной индукции магнитного поля приводит к уменьшению числа линий, пронизывающих контур и, следовательно, к уменьшению Ф (рис. 64).
Поворот контура также приводит к изменению числа линий, пронизывающих замкнутый контур (рис. 65).
Если же плоскость контура параллельна линиям магнитной индукции, то поток сквозь него равен нулю: Ф = 0 (рис. 66).
При повороте рамки вокруг оси, направленной параллельно линиям магнитной индукции, магнитный поток также равен нулю.
IV. Закрепление изученного
- Вода в ручейке и в реке течет с одинаковой скоростью. В каком случае больше поток воды через решето, поставленное перпендикулярно течению? (Одинаковый.)
- Всегда ли уменьшается магнитный поток при вращении рамки (контура)?
- При неизменной ориентации рамки индукцию магнитного поля увеличили в 2 раза, а площадь рамки уменьшили в 4 раза. Как изменится магнитный поток сквозь рамку?
- Площадь рамки, плоскость которой параллельна линиям магнитной индукции увеличили в 3 раза. Как изменился магнитный поток сквозь рамку?
Домашнее задание
1. Изучить материал § 48;
2. Выполнить упражнение 38;
3. Ответить на вопрос микротеста:
Магнитный поток через замкнутую рамку, помещенную в однородное магнитное поле, зависит:
а) только от модуля вектора магнитной индукции;
б) только от площади витка и угла между вектором магнитной индукции и плоскостью рамки;
в) только от площади рамки;
г) от всех факторов, перечисленных в пунктах а)-в).