Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Отражение звука. Эхо - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Сформировать понятие отражения звука; показать, какие условия необходимы для существования эха.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, повторение
- Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, твердых телах? Ответы подтвердите примерами.
- Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые?
- Каким образом обеспечивается звукоизоляция помещений?
- Какую волну — продольную или поперечную представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? В воде?
- Зависит ли скорость звука от того, в какой среде он распространяется?
II. Самостоятельная работа
Вариант I
1. Какие колебания называются ультразвуковыми?
а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц;
б) механические колебания с частотой выше 16 Гц;
в) механические колебания, частоты которых лежат в пределах от 16 до 20000 Гц.
2. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
а) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве;
б) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе;
в) могут, если звуковые волны поперечные.
3. От каких величин зависит высота тона?
а) от амплитуды;
б) от частоты;
в) от громкости;
г) от скорости распространения звука.
4. Как распространяется звук в однородной среде?
а) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении;
б) звук распространяется по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;
в) звук распространяется прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях.
5. Какая характеристика звука является объективной?
а) громкость;
б) спектр звука, звуковое давление, сила звука;
в) только громкость, высота звука, тембр.
6. От чего зависит скорость звука в воздухе?
а) от громкости звука;
б) от высота звука;
в) от температуры;
г) от скорости движения источника звука.
Вариант II
1. От чего зависит высота звука?
а) от амплитуды колебаний;
б) от длины волны;
в) от частоты колебаний источника звука.
2. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?
а) 0,5 м;
б) 2 м;
в) 4 м.
3. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде?
а) увеличится в 2 раза;
б) уменьшится в 2 раза;
в) останется неизменной.
4. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
а) могут, если волна поперечна;
б) могут, если волна продольна;
в) не могут, т. к. они распространяются только среде.
5. Что такое инфразвук?
а) колебания ниже 16 Гц;
б) колебания выше 16 Гц;
в) колебания выше 20000 Гц.
6. Поперечные упругие волны возможны:
а) только в твердых телах;
б) только в газах;
в) в газах, твердых телах и жидкостях.
III. Новый материал
Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде, рано или поздно доходит до границы этой среды, а за ней начинается другая среда, состоящая из других частиц, в которой и скорость звука другая. На такой границе происходит явление отражения звуковой волны. Отражение происходит потому, что колебания, принесенные волной к границе, передаются частицам второй среды, и они становятся сами источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не только во второй среде, но и в первой, откуда пришла первичная волна. Это и есть отраженная волна. С явлением отражения звука связано такое явление как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник. И если первичный звук и звук отраженный доходят не одновременно, то он слышит звук дважды.
В комнате первичный звук и отраженный доходит одновременно. Кроме того шторы и мебель частично поглощают отраженный звук, поэтому звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.
Но в больших залах звуки речи отражаются от стен, потолков, воспринимаются как отдельные. В результате этого каждый слог растягивается, и речь становится малоразборчивой. Для улучшения звуковых свойств больших залов и аудиторий их стены часто облицовывают звукопоглощающими материалами.
IV. Вопросы на закрепление
- Что такое эхо?
- Чем должны различаться две среды, чтобы на их границе происходило отражение звука?
- Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале.
- Как можно улучшить звуковые свойства большого зала?
V. Решение задач
Задача 1
Какое утверждение верно?
♦ всякое звучащее тело колеблется;
♦ всякое колеблющееся тело звучит.
(Ответ: Верно первое утверждение, т. к. ухо человека воспринимает в виде звука колебания определенных частот - от 16 Гц до 20000 Гц. Остальные колебания не являются звуковыми, поэтому не всякое колеблющееся тело звучит.)
Задача 2
Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?
(Ответ: Известно, что скорость света равна 300000 км/с, а скорость звука в воздухе 340 м/с. Скорость света значительно больше скорости звука. Поэтому судья должен включить свой секундомер, когда увидит дым стартового пистолета.)
Задача 3
Может ли возникнуть эхо в степи?
(Ответ: Эхо - это звуковая волна, отраженная какой-либо преградой и возвращающаяся туда, откуда начала распространяться. Для возникновения эха должно быть препятствие, от которого могла отразиться звуковая волна. В степи нет предметов, от которых мог бы отражаться звук, поэтому эхо не возникает.)
Задача 4
Звук взрыва, произведенного в воде вблизи поверхности, приборы, установленные на корабле и принимающие звук по воде, зарегистрировали на 45 с раньше, чем он прошел по воздуху. На каком расстоянии от корабля произошел взрыв? (Ответ: S = 20,2 км.)
Задача 5
На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с. (Ответ: S = 2,25 км.)
Задача 6
Длина волны в воздухе 17 см (при скорости 340 м/с). Найти скорость распространения звука в теле, в котором при этой же частоте колебаний длина волны равна 1,02 м. (Ответ: vT = 2040 м/с.)
Домашнее задание
1. Выучить § 39;
2. Задачи из предложенных по выбору учителя.