Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Скорость и длина волны. Решение задач - Колебания и волны
Цель: изучить характеристики механических волн.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
Повторение изученного материала можно провести путем фронтального опроса учащихся. Для этого можно заготовить карточки с несколькими вопросами, например:
- При каких условиях возникают механические волны?
- Происходит ли перемещение вещества в механической волне?
- Какие виды механических волн вы знаете?
- В каких средах возникают и перемещаются волны?
- Что называется волной?
- Приведите примеры упругих сред.
Ответы на подобные вопросы не требуют много времени и позволяют быстро и качественно выявить уровень усвоения материала.
II. Изучение нового материала
Переходя к изложению нового материала, следует заметить, что любой физический процесс всегда описывается рядом характеристик, значения которых позволяют более глубоко понимать содержание процесса. Волновые явления в упругих средах также имеют определенные характеристики.
К ним можно отнести скорость волны (v), длину волны (λ), амплитуду колебаний в волне (А), период и частоту колебаний (Т, v):
v - скорость волны
λ - длина волны
v —частота
А - амплитуда колебаний в волне
Т - период колебаний
Скорость механических волн, в зависимости от вида волны и упругих свойств сред, может меняться от сотен метров в секунду до 10-12 нм/с.
Под длиной волны λ понимают то расстояние, которое проходит волна за время, равное периоду колебаний.
Совершенно очевидно, что для конкретной среды длина волны должна быть конкретной величиной:
Если графически представить волну как колебания, которые перемещаются во времени и пространстве (рис. 112), получаем:
длина волны: λ = 1000 м;
период колебаний: Т = 0,4 с;
скорость волны равна:
Следует заметить, что частота колебаний в волне всегда совпадает с частотой колебаний источника волны.
При этом упругие свойства среды не сказываются на частоте колебания частиц. Лишь при переходе волны из одной среды в другую происходит изменение скорости и длины волны, а частота колебаний частиц остается по-прежнему постоянной.
III. Решение задач
После объяснения материала будет полезным решить несколько задач по изученной теме.
Задача 1
По графику волны (рис. 113) определить длину волны, скорость которой 340 м/с.
Дано:
Решение:
λ = v · Т
По графику определяем Т: Т = 0,0004 с.
Тогда:
(Ответ: λ = 0,136 м.)
Задача 2
Частота колебаний в волне 10000 Гц, а длина волны 2 мм. Определить скорость волны.
Дано:
Решение:
λ = 2 · 10-3 м.
Так как то
(Ответ: v = 20 м/с.)
Задача 3
Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определить, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.
Дано:
Решение:
Тогда:
(Ответ: n = 20.)
Домашнее задание
1. § 22 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Задачи и упражнения (учебник, с. 126) № 107-110.
3. Желающие ученики могут к следующему уроку подготовить доклады по темам «Землетрясения», «Цунами».