Передача давления телами. Закон Паскаля - ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Передача давления телами. Закон Паскаля - ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

♦ твердые тела передают давление в направлении действия;

♦ жидкости, газы и сыпучие тела передают производимое на них давление во все точки без изменения (закон Паскаля) из-за того, что молекулы жидкости и газа могут изменять положения.

Учащиеся должны научиться:

♦ устанавливать указанные факты;

♦ описывать передачу давления в конкретных ситуациях.


ВИД ДОСКИ

Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами

ФАКТ В жизни действия производят тела непосредственно и с помощью другого тела

image103


ПЗ 4. Как тела передают давление?

ЭУ image104

ОТВЕТ Твердые тела испытывают давление в направлении воздействия.

Жидкость, газ и сыпучие тела производят давление во все точки без изменения (закон Паскаля).


ПЗ 5. Почему жидкости и газы так передают давление?

Модель в начале (рис. 97 учебника) Модель в конце

Ответ ...из-за того, что молекулы непрерывно и хаотически движутся и ...

Д/з. § 36. Экспериментальные задания на с. 88, 92 учебника. Повторить § 32-35, подготовиться к проверочной работе


СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что такое давление? Каково строение твердых тел, жидкостей и газов? (Организует ответы учащихся по модели давления и моделям строения вещества в разных агрегатных состояниях.)

Что значит решить познавательную задачу экспериментально?

У. Нужно придумать идею решения, сконструировать экспериментальную установку, провести эксперимент, обработать данные и сделать вывод.


Мотивационный этап

П. Во многих случаях мы действуем на тела не непосредственно, а через какое-то тело. Например, хоккеист действует на шайбу с помощью клюшки. (Записывает.) Приведите свои примеры. (Выслушивает примеры учащихся.) Запишите свой пример или наиболее понравившийся.

Каждый из нас интуитивно знает, как нажать .на шляпку кнопки, чтобы острие вошло в доску, как выдавить пасту из тюбика.


Этап «создания» нового знания

П. Сегодня нам предстоит установить и сформулировать, как тела передают производимое на них давление: во все ли точки или только в избранные, одинаковы ли их значения. (Делает рисунок.) Запишите познавательную задачу 4. Будем решать эту задачу экспериментально. Какие тела целесообразно исследовать? Какие есть идеи?

У. Нужно взять твердое тело, жидкость и газ, произвести давление на каждое тело в определенном месте и установить, где и как увеличится давление.

П. (Изображает тела.) Как произвести на тела давление и как зарегистрировать изменение давления в разных точках? У вас — 3 мин.

У1. На твердое тело можно поставить что-то тяжелое сверху, а снизу и с боков поставить пружинки. Те пружинки, на которые передается давление, сожмутся.

У2. Давить на жидкость или газ в сосуде можно с помощью поршня. Чтобы зафиксировать, где изменится давление, можно сделать отверстия в стенках, тогда жидкость или газ будут вытекать через отверстия, струйки жидкости будут видны.

П. (Описывает экспериментальную установку и проводит эксперименты с водой и воздухом — см. «Вид доски».) Предлагаю вам более простой эксперимент с твердым телом. Вместо пружин будем ориентироваться на собственные ощущения. Поставьте на ладонь грузик, обхватите его со всех сторон. Теперь надавите другой рукой сверху, проанализируйте, какие части ладони чувствуют изменение давления. Что вы наблюдали и почувствовали?

У1. Вода выливалась изо всех отверстий.

У2. Воздух выходил тоже изо всех отверстий, причем струйки были одинаковые.

У. При нажатии на грузик изменения были ощутимы только снизу, сбоку дополнительного давления не ощущалось.

П. Как же ответить на познавательную задачу 4? Запишите свои варианты ответов. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение ответа.) Хочу сделать некоторые добавления. Во-первых, сыпучие тела ведут себя так же, как жидкости и газы. Во-вторых, мы не смогли сравнить давление, производимое на тело, и изменение давления в разных точках. Такое сравнение произвел Б. Паскаль и установил, что жидкости и газы не только передают давление во все точки одинаково, но и то, что давление, производимое на жидкость или газ, равно изменению давления во всех точках, куда передается воздействие, т. е. давление передается без изменения. (Делает записи на доске.) Это соотношение называют законом Паскаля. (Организует запись суждений, указанные в целях урока.)


Мотивационный этап

П. Вам не кажется удивительным свойство жидкостей и газов передавать давление во все (!) точки и без изменения (!). Представьте, что вам с сестрой мама дала деньги на поход в цирк. Каждому достанется половина денег. А вот жидкости и газы внешнее давление распределяют по всем точкам, во всех точках давление изменится так же, как в том месте, на которое давят. Какой вопрос вы бы задали в связи с этим фактом?

У. Почему жидкости и газы передают производимое на них давление во все точки без изменения?


Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 5. Откройте учебник на с. 91. Прочтите объяснение. У вас — 3 мин. (Организует ответы учащихся по рис. 97 учебника, запись темы урока.)


Этап применения нового знания и контрольный этап

П. (Организует выполнение задания 54 и контроль:)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Демонстрация: передача давления жидкостями и газами (прибор «Шар Паскаля»).

2. Лабораторный опыт: передача давления твердым телом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]