Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Равнодействующая сила - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ силу, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называют равнодействующей этих сил.
♦ модуль силы — это направленный отрезок, длина которого равна числовому значению силы в выбранном масштабе;
♦ равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил (правило 1).
♦ равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой, в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил (правило 2).
Учащиеся должны научиться:
♦ находить модуль и изображать вектор равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой.
ВИД ДОСКИ
Равнодействующая сила
ФАКТ Действие нескольких тел можно заменить одним и наоборот.
НАЗВАНИЯ Составляющие силы Равнодействующая
ОПРЕДЕЛЕНИЯ Равнодействующая сила — это...
ПЗ 21. Составить правило нахождения равнодействующей сил
МОДЕЛЬ
ЭУ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ФОРМУЛА
ОТВЕТ правило 1 правило 2
Д/з. § 13
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. Что такое модель взаимодействий тела? Что вы знаете о силе взаимодействия? (Организует ответы учащихся по моделям взаимодействий разного вида.) Когда тело покоится или движется равномерно?
Мотивационный этап
П. В реальных ситуациях на тело действует не одно, а несколько тел одновременно. Постройте модель взаимодействия груза в двух случаях. (Демонстрирует груз, подвешенный на двух и на одной нити.) Что общего и чем различаются эти ситуации?
У. Груз покоится. В первом случае его удерживают от падения две нити, а во втором — одна.
П. Постройте модель взаимодействия груза в этих случаях. (Организует работу учащихся.) Одна нить заменяет действие двух нитей. В. жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда действий двух или нескольких тел заменяют действием одного тела и наоборот. Приведите примеры. (Организует ответы учащихся.) В таких ситуациях возникает вопрос: «Какой должна быть сила воздействия, заменяющего несколько действий?» или «Какие силы могут заменить одну силу?». Что нужно знать, чтобы ответить на такие вопросы?
У. Нужно знать формулу, связывающую несколько сил и заменяющую их одной силой.
Этап «создания» нового знания
П. Эту задачу нам предстоит решить сегодня. Для удобства специально обозначим силы. (Обозначает и называет составляющие силы, равнодействующую. Организует составление и запись определения равнодействующей.)
П. Запишите познавательную задачу 21: Составить формулу, связывающую равнодействующую и составляющие силы.
Как будем решить эту задачу?
У. Нужно измерить силы упругости нитей и по этим данным составить формулу.
П. Силы могут иметь разные направления. Мы рассмотрим простые случаи. Составляющие силы направлены по одной прямой в одну сторону. Составляющие силы направлены по одной прямой в противоположные стороны. (Изображает.)
Для исследования возьмем резинку. Сначала растянем ее до указателя, подвесив груз массой 100 г и расшивая пружину динамометра. (Демонстрирует называемые части экспериментальной установки.) Вес груза ~ 1 Н. (Записывает.) Снимем и запишем показания динамометра как значение F2. (Записывает.) Затем растянем резинку до того же указателя с помощью только динамометра. Снимем и запишем его показания как значение равнодействующей R. (Записывает.) Внимание, эксперимент! (Проводит опыт — см. «Вид доски».) Какие значения сил вы записали?
У1. Вторая составляющая сила равна 2Н.
У2. Равнодействующая равна 3Н.
П. Составьте формулу, связывающую равнодействующую и составляющие силы, и опишите направление равнодействующей.
У1. Равнодействующая равна сумме составляющих.
У2. Равнодействующая направлена так же, как составляющие.
П. Составьте ответ на познавательную задачу 21. (Организует обсуждение и запись ответа. Аналогично организует исследование для сил, действующих в противоположных направлениях..
Этап применения нового знания
П. (Организует выполнение задания 30.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Демонстрации: 1) равновесие груза на двух нитях; 2) равновесие груза на одной нити; 2) сложение сил, действующих по одной прямой в одном направлении; 3) сложение сил, действующих по одной прямой в противоположных направлениях.