Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Виды взаимодействий - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ по условиям возникновения в механике различают следующие виды взаимодействия: всемирное тяготение; упругое взаимодействие; трение сухое (покоя, скольжения, качения) и вязкое;
♦ всемирное тяготение — это притяжение всех тел друг к. другу; оно заметно со стороны космических тел (планет, звезд);
♦ упругое взаимодействие — взаимодействие деформированных тел;
♦ трение скольжения, качения — взаимодействие твердых тел, движущихся по поверхностям друг друга;
♦ трение покоя — взаимодействие твердых тел, возникающее при попытке движения по поверхностям друг друга;
♦ вязкое трение — это взаимодействие, возникающее при движении тел в жидкости или газе.
Учащиеся должны научиться:
♦ «создавать» понятия о перечисленных видах взаимодействия;
♦ устанавливать виды взаимодействия в конкретных ситуациях.
ВИД ДОСКИ
Виды взаимодействий
ФАКТ Тела могут взаимодействовать, а могут и не взаимодействовать
П3 11. При каких условиях возникает взаимодействие тел?
№ |
Взаимодействующие тела |
Условия взаимодействия |
Общие условия |
Название взаимодействия |
1 |
Мячик — Земля |
Всегда притягивается вблизи Земли |
Наличие Земли или другого массивного космического тела |
Всемирное тяготение |
2 |
Человек — Земля |
Всегда |
||
3 |
ИСЗ — Земля |
Всегда |
||
4 |
Земля — Солнце |
Всегда |
||
5 |
Груз — вертикальная пружина |
Соприкосновение, деформация |
Деформация, контакт - |
Упругое взаимодействие |
6 |
Шарик — горизонтальная пружина |
Деформация горизонтальной пружины |
||
7 |
Ведерко — рейка |
Деформация рейки |
||
8 |
Брусок — поверхность стола |
Контакт, движение по поверхности; брусок давит на стол |
При движении твердых тел по поверхностям друг друга; при этом тела давят друг на друга |
Трение скольжения, качения |
9 |
Мячик — поверхность стола |
Контакт, движение мячика по поверхности стола; давление на стол |
||
10 |
Лодка — вода |
Контакт, движение лодки относительно воды |
При движении твердых тел в жидкости или газе |
Вязкое трение |
11 |
Лист бумаги — воздух |
Контакт, движение листа в воздухе |
||
12 |
Гиря — лист бумаги |
Попытка вытащить лист из-под гири |
При. движении твердых тел по поверхностям друг друга; при этом тела давят друг на друга |
Трение покоя |
13 |
Шкаф — пол |
Контакт, попытка двигать шкаф по полу |
ОТВЕТ Тело взаимодействует: 1) с телом большой массы (притягивается к нему), 2) с твердым телом, по поверхности которого движется или пытается двигаться; 3) с деформированным телом, к которому прикреплено; 4) с жидкостью или газом, в которых движется.
НАЗВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ Всемирное тяготение — это ...
Упругое взаимодействие —...
Трение скольжения, качения —...
Трение покоя —...
Сухое трение — ...
Вязкое трение (или сопротивление среды) — ...
Д/з. конспект
СЦЕНАРИЙ
Мотивационный этап
П. (Демонстрирует движение груза под действием пружины.) Назовите причину изменения скорости груза.
У. На груз действует пружина.
П. Действует ли на груз пружина в этих случаях? (Указывает на пружину, к которой подвешен груз, и на пружину, лежащую рядом с грузом.)
У1. В первом случае пружина действует на подвешенный груз, не дает ему упасть.
У2. Во втором случае пружина не действует на груз.
П. Пружина и груз могут взаимодействовать, а могут и не влиять друг на друга. Приведите один пример, в котором два тела взаимодействуют, и второй пример, в котором те же тела не взаимодействуют. (Выслушивает учащихся.)
Окружающие нас тела могут взаимодействовать друг с другом, а могут и не взаимодействовать. Запишем этот факт. Какая задача вытекает из него? (Выслушивает учащихся.)
Этап «создания» нового знания
П. Запишем познавательную задачу 11: При каких условиях возникает взаимодействие тел?
Как будем решать эту задачу? Предложите способ решения. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение.)
Итак, нужно рассмотреть различные ситуации взаимодействия тел; в каждой ситуации выделить условия, при которых оно осуществляется; общие условия взаимодействия, назвать взаимодействие» составить определение. (Изображает графы таблицы — см. «Вид доски».)
У вас есть заготовка такой таблицы. (Раздаёт листочки с заготовками таблицы для анализа ситуаций и листочки с описанием ситуаций.) Результаты будем записывать в нее. На листочке написаны ситуации для анализа.
Вместе проанализируем первые четыре ситуации. (Организует фронтальную работу.)
Ситуации № 5-7 рассмотрите самостоятельно. (Демонстрирует опыты.) Результаты занесите в таблицу. Работаем по группам. У вас — 5 мин. (Организует обсуждение результатов.)
Теперь проанализируйте ситуации № 8-11. (Демонстрирует опыты) У вас — 5 мин. (Организует обсуждение результатов.)
Рассмотрите последние две ситуации. (Демонстрирует опыт.) У вас — 3 мин. (Организует обсуждение результатов.)
Мы выделили четыре разных условия, необходимых для взаимодействия тел. Предложите названия выделенным видам взаимодействий. У вас 1 мин на обсуждение в группах. (Выслушивает предложения. Организует запись названий.)
Составьте определение для каждого вида взаимодействия. У вас — 5 мин. (Организует обсуждение и запись определений.)
Этап применения нового знания
П. (Организует выполнение задания 18.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Демонстрации различных видов взаимодействия: притяжения Земли, упругого, трения (покоя, скольжения, качения).
2. Листочки с описанием ситуаций:
1. Отпущенный мячик движется вниз.
2. Подпрыгнувший вверх человек опускается вниз.
3. Искусственный спутник Земли движется по орбите.
4. Земля движется вокруг Солнца.
5. Груз, прикрепленный к вертикальной пружине, не падает вниз.
6. Шарик выстреливают горизонтальной пружиной.
7. Отпущенное ведерко движется вниз и останавливается, попав на горизонтальную рейку*.
8. Кубик скользит по столу и останавливается*.
9. Мячик катится по столу и останавливается*.
10. Лодка движется по воде и останавливается*.
11. Скомканный лист бумаги падает медленнее, чем гладкий*.
12. Гиря, стоящая на листе бумаги, приходит в движение при вытягивании листа*.
13. Шкаф толкают, но его не удается сдвинуть с места.
3. Заготовки таблицы для записи результатов:
№ ситуации |
Взаимодействующие тела |
Условия взаимодействия |
Общие условия |
Название взаимодействия |
1 |
* Звездочкой помечены ситуации, которые следует показать на опыте.