Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Сила Лоренца - Магнитное поле - Основы электродинамики
Цели: установить силы, влияющие на подвижное заряженное тело в электромагнитном поле.
Оборудование: старый телевизор, генератор полос, электромагнит.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос.
- Что такое электромагнитное поле?
- Какие величины определяют состояние электромагнитного поля?
- Какая сила называется электрической?
- Какая сила называется магнитной?
- Что такое пробный заряд?
- Как определяется электрическая напряженность?
- Что называется магнитной индукцией?
- Как описывается взаимодействие заряженных частиц на языке теории поля?
2. Решение экспериментальной задачи.
- Как, имея в распоряжении заряженный электрометр с полым шаром и пробный шарик на изолирующей ручке, получить на другом электрометре с полым шаром заряд, превышающий заряд по модулю первого электрометра? (Предполагаемое решение: Пробный шарик подносят к кондуктору заряженного электрометра на расстояние, равное 2 см, и касаются шарика рукой. При этом он приобретает электрический заряд, противоположный по знаку заряда электрометра. При повторных операциях на нем накапливается заряд.)
III. Изучение нового материала
Проанализировав свойства электромагнитного поля и установив связь силовых характеристик этого поля друг с другом, а также с зарядами и токами, Максвелл написал систему уравнений, составивших основу для теории.
В 1892 г. Лоренц получил формулу силы, с которой электромагнитное поле действует на любое находящееся в нем заряженное тело.
- электромагнитная сила Лоренца.
Здесь включены два слагаемых:
первое - электрическая сила
второе - магнитная сила (или просто сила Лоренца)
Направлена магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярно векторам и в ту сторону, куда перемещался бы буравчик в случае поворота его рукоятки от до . Или определяется правилом левой руки.
Так как магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярна скорости движения, то она работу не совершает (А = 0).
Частица, влетая в однородное постоянное магнитное поле:
1. Если то α = 0°, sin α = 0, Fm = 0. Сила Лоренца не действует, частица продолжает свое движение.
2. α = 90°, и ее период частица движется по окружности.
3. Частица влетает в магнитное поле под острым или тупым углом к вектору .
Учащиеся открывают учебник на с. 169 и разбираются самостоятельно (работа с учебником).
Демонстрация силы Лоренца
При движении электромагнита в зоне экрана наблюдается искривление полос.
IV. Закрепление материала
- Какую силу называют силой Лоренца?
- Напишите формулу для определения силы, с которой магнитное поле действует на движение в теле заряда.
- Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле в случае, когда направление скорости перпендикулярно магнитной индукции?
- Почему сила Лоренца не меняет модуля скорости заряженной частицы?
- По какой формуле определяется период обращения заряженной частицы по окружности в однородном магнитном поле?
V. Решение задач
1. В однородном магнитном поле, индукция которого равна 2 Тл, движется электрон со скоростью 105 м/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Вычислите силу, действующую на электрон. (Ответ: Fл = 3,2 · 10-14 Н).
2. Электрон движется в вакууме в однородном магнитном поле с индукцией 5 · 10-3 Тл. Радиус окружности, по которой он движется, равен 1 см. Определите модуль скорости движения электрона, если она направлена перпендикулярно к линиям индукции. (Ответ: v = 9 · 102 м/с).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание
П. 6.
Р - 839; Р - 840.