Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Индукция электрического поля. Правило Ленца - Электромагнитная индукция - Основы электродинамики
Цель: ознакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос.
- В чем заключается гипотеза Ампера?
- Что такое магнитная проницаемость?
- Какие вещества называют пара- и диамагнетиками?
- Что такое ферромагнетики?
- Что такое ферриты?
- Где применяются ферриты?
- Откуда известно, что вокруг Земли существует магнитное поле?
- Где находится Северный и Южный магнитные полюса Земли?
- Какие процессы происходят в магнитосфере Земли?
- Какова причина существования магнитного поля у Земли?
2. Анализ экспериментов.
Эксперимент 1
Магнитную стрелку на подставке поднесли к нижнему, а затем к верхнему концу штатива. Почему стрелка поворачивается к нижнему концу штатива с любой стороны южным полюсом, а к верхнему концу - северным концом? (Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля они намагничиваются,, причем нижняя часть предмета обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя - южный.)
Эксперимент 2
В большой корковой пробке сделайте небольшой желобок для куска проволоки. Пробку опустите в воду, а сверху положите проволоку, располагая ее по параллели. При этом проволока вместе с пробкой поворачивается и устанавливается по меридиану. Почему? (Проволока была намагничена и устанавливается в поле Земли как магнитная стрелка.)
III. Изучение нового материала
Между движущимися электрическими зарядами действуют магнитные силы. Магнитные взаимодействия описываются на основе представления о магнитном поле, существующем вокруг движущихся электрических зарядов. Электрические и магнитные поля порождаются одними и теми же источниками - электрическими зарядами. Можно предположить, что между ними есть связь.
В 1831 г; М. Фарадей подтвердил этот экспериментально. Он открыл явление электромагнитной индукции.
Эксперимент 1
Гальванометр подсоединяем к катушке, и будем выдвигать из нее постоянный магнит. Наблюдаем отклонение стрелки гальванометра, появился ток (индукционный).
Ток в проводнике возникает, когда проводник оказывается в области действия переменного магнитного поля.
Переменное магнитное поле Фарадей представлял как изменение числа силовых линий, пронизывающих поверхность, ограниченную
данным контуром. Это число зависит от индукции В магнитного поля, от площади контура S и его ориентации в данном поле.
Ф = BScosα - магнитный поток.
Ф [Вб] Вебер.
Индукционный ток может иметь разные направления, которые зависят от того, убывает или возрастает магнитный поток, пронизывающий контур. Правило, позволяющее определить направление индукционного тока, было сформулировано в 1833 г. Э. X. Ленцем.
Эксперимент 2
В легкое алюминиевое кольцо вдвигаем постоянный магнит. Кольцо отталкивается от него, а при выдвигании притягивается к магниту.
Результат не зависит от полярности магнита. Отталкивание и притягивание объясняется возникновением в нем индукционного тока.
При вдвигании магнита магнитный поток через кольцо возрастает: отталкивание кольца при этом показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление, при котором вектор индукции его магнитного поля противоположен по направлению вектору индукции внешнего магнитного поля.
Правило Ленца:
Индукционный ток имеет всегда такое направление, что его магнитное поле препятствует любым изменениям магнитного потока, вызывающим появление индукционного тока.
IV. Проведение лабораторной работы
Лабораторная работа по теме «Опытная проверка правила Ленца»
Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный.
Ход работы
1. Приготовьте таблицу.
№ |
Способ получения индукционного тока |
I |
ΔФM |
||
1 |
Внесите в катушку северный полюс магнита |
|
|
|
|
2 |
Удалите из катушки северный полюс магнита |
|
|
|
|
3 |
Внесите в катушку южный полюс магнита |
|
|
|
|
4 |
Удалите из катушки южный полюс магнита |
|
|
|
|
2. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра и выполните действия, указанные во втором столбце таблицы. При выполнении опытов положение катушки не меняется, а магнит перемещается с одной и той же стороны катушки.
3. Для каждого способа получения индукционного тока определите:
1) направление индукционного тока;
2) направление вектора магнитного индукционного поля индукционного тока в катушке;
3) направление вектора магнитной индукции поля в катушке;
4) изменение магнитного ноля магнита ΔФM через катушку.
Вопросы для закрепления:
- Как изменился магнитный поток через катушку при приближении и удалении магнита?
- Как направлены векторы и при возрастании и убывании магнитного потока ФM через катушку?
- Какой вывод можно сделать из проведенных опытов о направлении индукционного тока?
Примечание: Направление I, , условно изобразить в виде горизонтальных стрелок соответствующего направления, а ΔФM знаками «/» (возрастание магнитного поля) и «-» (убывание магнитного поля).
V. Продолжение изучения материала
Открытие электромагнитной индукции
Следующим важным шагом в развитии электродинамики после опытов Ампера было открытие явления электромагнитной индукции. Открыл явление электромагнитной индукции английский физик Майкл Фарадей (1791-1867).
Фарадей, будучи еще молодым ученым, так же как и Эрстед, думал, что все силы природы связаны между собой и, более того, что они способны превращаться друг в друга. Интересно, что эту мысль Фарадей высказывал еще до установления закона сохранения и превращения энергии. Фарадей знал об открытии Ампера, о том, что он, говоря образным языком, превратил электричество в магнетизм. Раздумывая над этим открытием, Фарадей пришел к мысли, что если «электричество создает магнетизм», то и наоборот, «магнетизм должен создавать электричество». И вот еще в 1823 г. он записал в своем дневнике: «Обратить магнетизм в электричество». В течение восьми лет Фарадей работал над решением поставленной задачи.
Долгое время его преследовали неудачи, и, наконец, в 1831 г. он решил ее - открыл явление электромагнитной индукции.
Во-первых, Фарадей обнаружил явление электромагнитной индукции для случая, когда катушки намотаны на один и тот же барабан. Если в одной катушке возникает или пропадает электрический ток в результате подключения к ней или отключения от нее гальванической батареи, то в другой катушке в этот момент возникает кратковременный ток. Этот ток обнаруживается гальванометром, который присоединен ко второй катушке.
Затем Фарадей установил наличие индукционного тока в катушке, когда к ней приближали или удаляли от нее катушку, в которой протекал электрический ток.
Наконец, третий случай электромагнитной индукции, который обнаружил Фарадей, заключался в том, что в катушке появлялся ток, когда в нее вносили или же удаляли из нее магнит.
Открытие Фарадея привлекло внимание многих физиков, которые также стали изучать особенности явления электромагнитной индукции. На очереди стояла задача установить общий закон электромагнитной индукции. Нужно было выяснить, как и от чего зависит сила индукционного тока в проводнике или от чего зависит значение электродвижущей силы индукции в проводнике, в котором индуцируется электрический ток.
Эта задача оказалась трудной. Она была полностью решена Фарадеем и Максвеллом позже в рамках развитого ими учения об электромагнитном поле. Но ее пытались решить и физики, которые придерживались обычной для того времени теории дальнодействия в учении об электрических и магнитных явлениях.
Кое-что этим ученым удалось сделать. При этом им помогло открытое петербургским академиком Эмилием Христиановичем Ленцем (1804-1865) правило для нахождения направления индукционного тока в разных случаях электромагнитной индукции. Ленц сформулировал его так: «Если металлический проводник движется поблизости от гальванического тока или магнита, то в нем возбуждается гальванический ток такого направления, что если бы данный проводник был неподвижным, то ток мог бы обусловить его перемещение в противоположную сторону; при этом предполагается, что покоящийся проводник может перемещаться только в направлении движения или в противоположном направлении».
Это правило очень удобно для определения направления индукционного тока. Им мы пользуемся и сейчас, только оно сейчас формулируется несколько иначе, с употреблением понятия электромагнитной индукции, которое Ленц не использовал.
Но исторически главное значение правила Ленца заключалось в том, что оно натолкнуло на мысль, каким путем подойти к нахождению закона электромагнитной индукции. Дело в том, что в этом правиле устанавливается связь между электромагнитной индукцией и явлением взаимодействии токов. Вопрос же о взаимодействии токов был уже решен Ампером. Поэтому установление этой связи на первых порах дало возможность определить выражение электродвижущей силы индукции в проводнике для ряда частных случаев.
В общем виде закон электромагнитной индукции, как мы об этом сказали, был установлен Фарадеем и Максвеллом.
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 9-10.
Р - 902.