Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс
Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Цели урока: объяснить необходимость изучения физики; роль органов чувств человека.
Ход урока
I. Вступительная беседа
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут.
Также необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
II. Новый материал
План
1. Возникновение физики
2. Органы чувств человека как источник информации
По словам французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана (1823-1892), «каждый школьник злаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь». За последние 400 лет человеческая цивилизация прошла путь познания, неизмеримо больший, чем за всю свою предшествующую историю. За эти годы люди освоили географию и недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, позволившие ему летать и передвигаться по земле с огромной скоростью, общаться с жителями других континентов, не выходя из собственного жилища, и видеть происходящее в иных краях. Он освоил источники энергии, решил проблемы обеспечения Пищей, научился предотвращать эпидемии самых страшных болезней.
Эти достижения - плоды научного подхода к познанию природы. Научный дух зародился в Древней Греции. На смену мифам пришли натурфилософские представления о материи, пространстве и времени. Стало возможным от наблюдений перейти к размышлениям об устройстве мира, причинах и первоосновах происходящего на Земле. Именно «древнегреческому чуду» люди обязаны зарождением физики - науки, преобразовавшей жизнь человека за сотые доли исторического пути цивилизации.
Важнейшие физические открытия не только продвигали вперед науку: переворачивая мировоззрение людей, они не раз меняли судьбы мира.
Система Коперника и теория относительности сформировали облик современного человечества в не меньшей мере, чем войны и революции.
Благодаря итальянцу Галилео Галилею (1564-1642 гг.) в естествознание вошло число, от наблюдений ученые перешли к измерениям и расчетам. Это позволило «спрессовать» и упорядочить огромный массив фактов, переведя их на язык формул.
Физика, как и любая другая наука, основывается на количественных наблюдениях.
Галилею также было ясно, что все тела, находящиеся на вращающейся Земле, участвуют в ее движении, подобно тому, как пуля, привязанная или не привязанная к ядру, участвует в одном с ним движении. Камень, падающий с вершины мачты, будет участвовать в движении корабля после отрыва от нее в такой же степени, в какой участвовал в нем, находясь на ее вершине. Значит, камень, брошенный с вершины башни, которая стоит на земле неподвижно, упадет к подножию независимо от того, движется планета или покоится. В конечном счете, эксперименты, как реальные, так и воображаемые, позволили Галилею отвести выдвигавшиеся ранее физические возражения против движения Земли.
Органы чувств человека как источник информации
Органы чувств человека сформировались в процессе длительной биологической эволюции. Являясь источником информации об окружающем мире, они обеспечивают необходимый уровень адаптации человека к возможным изменениям внешней среды. Вместе с тем органы чувств ограничивают возможности познания человеком природных явлений из-за сравнительно узкого диапазона воспринимаемых ими информационных сигналов.
Большую часть (до 80 %) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
Однако человеческий глаз не может воспринимать сверхвысокую интенсивность излучения и различать последовательные короткие сигналы. Крайне невелика и разрешающая способность глаза: минимальный размер объекта, различаемого глазом, оказывается порядка микрона.
Невелики пороговые возможности восприятия малой и большой интенсивности звука органами слуха.
Мы слышим, потому что наши уши реагируют на звуковые волны или на малейшие изменения давления воздуха. Они преобразуют эти волны в электронные импульсы и передают их в мозг, где те трансформируются в звуки.
Громкость - уровень энергии в звуке - измеряется в децибелах. Шепот приравнивается приблизительно к 15 дБ, шелест голосов в студенческой аудитории достигает примерно 50 дБ, а уличный шум при интенсивном дорожном движении - около 90 дБ. Шумы выше 100 дБ могут быть невыносимыми для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.
140 дБ |
Порог болевой чувствительности |
130 дБ |
Реактивный самолет на взлете |
120 дБ |
Реактивный двигатель на холостом ходу |
110 дБ |
Концерт рок-группы |
100 дБ |
Пневматическая дрель |
90 дБ |
Шум дорожного движения |
80 дБ |
Движущийся поезд |
70 дБ |
Пылесос |
50/60 дБ |
Шум толпы |
40 дБ |
Разговор |
20 дБ |
Фон в библиотеке |
10 дБ |
Фон в сельской местности |
0 дБ |
Порог слышимости |
Рецепторы вкуса чувствительны только к ограниченному набору химических соединений и веществ, потребляемых организмом.
Органы обоняния реагируют лишь на некоторые газы, пары и их смеси в узком диапазоне концентрации.
Органы осязания не позволяют отличать друг от друга достаточно мелкие шероховатости и различать слабые раздражители. Находящиеся в коже нервные окончания, называемые рецепторами, позволяют почувствовать легкое прикосновение, давление, изменение температуры и боль. Их особенно много на кончиках пальцев. Диапазон воспринимаемой температуры, а также концентрации вредных жидкостей на коже невелик и обеспечивает лишь режим биологического выживания организма
Несмотря на ограниченный диапазон восприятия органов чувств, человек сумел определить структуру вещества и понять природу многочисленных эффектов вне этого диапазона.
III. Закрепление изученного
1. Почему Галилео Галилея считают первым физиком?
2. Что является предметом изучения физики?
3. Какова приблизительная громкость шепота в дБ?
4. Назовите органы чувств человека.
5. Через какой орган чувств человек получает наибольший объем информации по сравнению с другими?
Домашнее задание
Стр. 3-4