Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс
Индукция электрического тока. Правило Ленца - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ - Поурочные разработки по физике к учебнику С. В. Громова - Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции.
Ход урока
I. Повторение. Беседа
1. В чем заключается гипотеза Ампера?
2. Что такое магнитная проницаемость?
3. Какие вещества называют пара- и диамагнетиками?
4. Что такое ферромагнетики?
5. Что такое ферриты?
6. Где они применяются?
7. Откуда известно, что вокруг Земли существует магнитное поле?
8. Где находятся Северный и Южный магнитные полюса Земли?
9. Какие процессы происходят в магнитосфере Земли?
10. Какова причина существования магнитного поля у Земли?
Эксперимент 1
Магнитную стрелку на подставке поднесем к нижнему, а затем к верхнему концу штатива. Почему стрелка поворачивается к нижнему концу штатива с любой стороны южным полюсом, а к верхнему концу - северным полюсом.
(Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном юге Земли. Под действием этого поля они намагничиваются, причем нижняя часть предмета обнаруживает северный магнитный полюс, верхняя - южный.)
Эксперимент 2
В небольшой корковой пробке сделайте небольшой желобок для пуска проволоки. Пробку опустите в воду, а сверху положите проволоку, располагая ее по параллели. При этом проволока вместе с пробкой поворачивается и устанавливается по меридиану. Почему?
(Ответ: Проволока была намагничена, и устанавливается в поле Земли, как магнитная стрелка.)
II. Изучение нового материала
Между движущимися электрическими зарядами действуют магнитные силы. Магнитные взаимодействия описываются на основе представления о магнитном поле, существующем вокруг движущихся электрических зарядов. Электрические и магнитные поля порождаются одними и теме же источниками - электрическими зарядами. Можно предположить, что между ними есть связь. В 1831 г. М. Фарадей подтвердил это экспериментально. Он открыл явление электромагнитной индукции.
Эксперимент 1
Гальванометр подсоединим к катушке и будем выдвигать из нее магнит постоянный.
Наблюдаем отклонение стрелки гальванометра - появился ток (индукционный).
Ток в проводнике возникает, когда проводник оказывается в области действия переменного магнитного поля.
Переменное магнитное поле Фарадей представлял как изменение числа силовых линий, пронизывающих поверхность, ограниченную данным контуром. Это число зависит от индукции В магнитного поля, от площади контура S и его ориентации в данном поле.
Ф = ВS cos α - магнитный поток. Ф [Вб] Вебер.
Индукционный ток может иметь разные направления, и зависит его направление от того, убывает или возрастает магнитный поток, пронизывающий контур. Правило, позволяющее определить направление индукционного тока, было сформулировано в 1833 г. Э. X. Ленцем.
Эксперимент 2
В легкое алюминиевое кольцо вдвигаем постоянный магнит, кольцо отталкивается от него, а при выдвигании - притягивается к магниту.
Результат не зависит от полярности магнита. Отталкивание и притяжение объясняются возникновением в нем индукционного тока.
При вдвигании магнита магнитный поток через кольцо возрастает: отталкивание кольца при этом показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление, что вектор индукции его магнитного поля противоположен по направлению вектору индукции внешнего магнитного поля.
Правило Ленца: Индукционный ток имеет всегда такое направление, что его магнитное поле препятствует любым изменениям магнитного потока, вызывающим появление индукционного тока.
Лабораторная работа «Опытная проверка правила Ленца»
Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-маток, магнит дугообразный.
Ход работы
1. Приготовьте таблицу.
№ |
Способ получения индукционного тока |
I |
В |
Вм |
Фм |
1 |
Внесите в катушку северный полюс магнита |
|
|
|
|
2 |
Удалите из катушки северный полюс магнита |
|
|
|
|
3 |
Внесите в катушку южный полюс магнита |
|
|
|
|
4 |
Удалите из катушки южный полюс магнита |
|
|
|
|
2. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра и выполните действия, указанные во втором столбце таблицы. При выполнении опытов положение катушки не меняйте, а магнит перемещайте с одной и той же стороны катушки.
3. Для каждого способа получения индукционного тока определите:
- Направление индукционного тока.
- Направления вектора магнитного индукционного поля индукционного тока в катушке.
- Направления вектора магнитной индукции поля м в катушке.
- Изменение магнитного поля магнита DФm через катушку.
Ответьте на вопросы:
1. Как изменился магнитный поток через катушку при приближении и удалении магнита?
2. Как направлены векторы и м при возрастании и убывании магнитного потока ΔФм через катушку?
3. Какой вывод можно сделать из приведенных опытов о направлении индукционного тока?
Примечание. Направление I, , м условно изобразить в виде горизонтальных стрелок соответственного направления, а ΔФм знаками «+» (возрастание магнитного поля) и «-» показать убывание магнитного поля.
Домашнее задание
П. 86, п. 87. Задачи 385-391.