Поурочные разработки по Математике 6 класс
Сравнение дробей с разными знаменателями - урок 2 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: отрабатывать умение сравнивать дроби с разными знаменателями; отрабатывать умения решать задачи нового вида; формировать вычислительные навыки; проверить знания и умения по пройденному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
«Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. H. Толстой).
— Как вы понимаете эти слова?
II. Устный счет
1. Решите уравнения:
2. Как из целого вычесть часть?
3. Определите порядок действий:
— Что интересного заметили? В чем сходство? В чем различие?
4. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из мальчиков, если Петя на год старше Белова? (Петя Чернов, Миша Белов.)
5. Миша, Коля, Артем занимаются разными видами спорта: футболом, плаванием, теннисом. Артем не любит играть в футбол, а Миша не умеет плавать и играть в футбол. Скажите, какими видами спорта занимается каждый мальчик.
Решение:
Можно оформить в виде таблицы:
Вид спорта |
Миша |
Коля |
Артем |
Футбол |
- |
+ |
- |
Плавание |
- |
- |
+ |
Теннис |
+ |
- |
- |
III. Индивидуальная работа (для более подготовленных учащихся)
1 карточка
1. Запишите в виде десятичных дробей:
а) 12/25 и 17/20 со знаменателем 100;
б) 127/500 и 11/125 со знаменателем 1000.
2. Найдите наименьшее общее кратное знаменателей дробей с помощью разложения их на простые множители и приведите эти дроби к наименьшему общему знаменателю.
2 карточка
1. Запишите в виде десятичных дробей:
a) 27/50 и 31/20 со знаменателем 100;
б) 27/200 и 12/125 со знаменателем 1000.
2. Найдите наименьшее общее кратное знаменателей дробей с помощью разложения их на простые множители и приведите эти дроби к наименьшему общему знаменателю.
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим сравнивать дроби с разными знаменателями.
V. Изучение нового материала
Сравните:
Решение:
а) Можем мы сразу сравнивать данные дроби? (Нет.)
— Почему? (Они с разными знаменателями.)
— Что надо сделать? (Дробь 2/7 нельзя перевести в десятичную дробь, следовательно, 0,3 запишем в виде обыкновенной дроби, затем приведем дроби к НОЗ.)
б) Дробь - можно записать в виде десятичной, поэтому эти дроби можно сравнить двумя способами:
1 способ
2 способ
— Какой способ, на ваш взгляд, удобнее?
— Сделайте вывод, как сравнивать обыкновенные и десятичные дроби.
VI. Закрепление изученного материала
1. Расположите дроби в порядке возрастания:
— Назовите наибольшее и наименьшее число.
2. Расположите дроби в порядке убывания:
— Назовите наибольшее и наименьшее число.
3. № 304 (в, г) стр. 50 (один ученик решает на обратной стороне доски, остальные в тетрадях, самопроверка).
Решение:
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей
№ 314 стр. 51 (самостоятельно, самопроверка).
— Прочитайте задачу.
(На обратной стороне доски учитель решает задачу вместе со слабыми учениками.)
— Кто не знает, как решать задачу, подойдите ко мне.
— Что нам известно про папу? (20 шагов папы составляют 16 м.)
— Как узнать, сколько метров составляет шаг папы? (Надо расстояние, пройденное за 20 шагов, разделить на количество шагов.)
— Как вы думаете, от чьего лица идет речь? (От сына.)
— Что известно про сына? (10 его шагов — это 7 м.)
— Как узнать длину шага сына? (Надо расстояние, пройденное за 10 шагов, разделить на количество шагов.)
— Назовите вопрос задачи.
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сравнить длину шага отца и сына.)
Решение:
1) — шаг папы.
2) - шаг сына.
3) 0,8 > 0,7.
(Ответ: шаг сына короче.)
IX. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Запишите дроби в порядке возрастания. Запишите дроби в порядке убывания.
2. Длина первой доски 17/25 м, а длина второй доски 3/4 м. Какая из этих досок длиннее?
3. Оля уложила в ящик 15 кг яблок за 8 мин, Рая — 20 кг яблок за 11 мин.
Кто из них работал быстрее?
4. Сравните дроби не приводя их к общему знаменателю.
Вариант II
1. Запишите дроби в порядке возрастания, а дроби в порядке убывания.
2. Купили 12/25 кг колбасы и 3/8 кг сыра. Чего купили меньше: сыра или колбасы?
3. Приготовили 11 кг вишневого варенья и 13 кг клубничного варенья. Вишневое варенье разлили поровну в 15 банок, а клубничное - поровну в 18 банок. Какого варенья в одной банке больше: клубничного или вишневого?
4. Сравните дроби не приводя их к общему знаменателю.
X. Подведение итогов урока
— Какая из дробей больше и почему:
Домашнее задание
№ 359 (д—з), 362 стр. 57; № 371 стр. 58. По желанию № 350 стр. 56.