Поурочное планирование по алгебре 7 класс
Выражения с переменными - урок 2 - I четверть - Выражения, тождества, уравнения
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся навыков самостоятельного применения полученных знаний (нахождение значения выражения с переменной; составление выражения с переменной по условию задачи).
ПЛАН УРОКА:
№ |
Этап урока |
Содержание |
Время (мин) |
1 |
Организационный момент |
Нацелить учащихся на урок |
1 |
2 |
Проверка домашнего задания |
Коррекция ошибок |
5 |
3 |
Фронтальная работа |
Актуализация опорных знаний |
7 |
4 |
Тренированные упражнения |
Формирование у учащихся навыков самостоятельного применения знаний |
10 |
5 |
Упражнения творческого характера |
Формирование навыков применения знаний в нестандартной ситуации |
7 |
6 |
Самостоятельная работа |
Коррекция знаний |
6 |
7 |
Упражнение на повторение |
Повторить решение задач «на проценты» |
5 |
8 |
Подведение итогов урока |
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке |
2 |
9 |
Сообщение домашнего задания |
Разъяснить содержание домашнего задания |
2 |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
№ 24 — с записью на доске; № 30 — устно.
III. Актуализация опорных знаний (путем сочетания индивиду- альной работы по карточкам с фронтальной работой).
Двое учащихся у доски выполняют задания.
Первый:
1) Составить выражение для вычисления площади детали, изображенной на рисунке:
Какие значения может принимать переменная b. Какие значения b недопустимы?
2) Придумать задачу, решением которой было бы выражение 3n + 4m.
Второй:
1) Составить выражение для вычисления периметра фигуры, изображенной на рисунке
2) Придумать задачу, решением которой было бы выражение (у + 8)/t. Какие значения t недопустимы?
В это время класс работает фронтально:
№№ 37, 36 — устно;
№ 38 — письменно с последующей проверкой на доске. Затем коллективно обсуждается выполнение заданий по карточкам.
IV. Тренировочные упражнения.
№ 22 — коллективно с записью на доске;
№ 25 — самостоятельно с последующей проверкой;
№ 26 — коллективно с записью на доске.
V. Упражнения творческого характера.
№№ 32, 42 — самостоятельно с последующим обсуждением ответов.
VI. Самостоятельная работа (с последующей проверкой).
Вариант .
1. Найти значение выражения:
2. № 31 (рис. 1 с. 8 для первой фигуры).
Вариант II
1. Найти значение выражения:
2. № 31 (рис. 1 с. 8 для второй фигуры).
VII. Упражнения на повторение.
№№ 44 (а), 45 — коллективно с записью на доске.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
п. 2 №№ 28, 43, 46.
Главная трудность первых уроков алгебры — абстрактность материала. Поэтому важно все операции, производимые с буквами, предварительно произвести с числами. При составлении выражения с переменными и формул по условию задачи желательно показать, что для решения подобных однотипных задач можно указать общий способ решения и записать его с помощью букв, т.е. обобщить. Употребление букв вместо чисел можно объяснить так: когда речь идет об определенном конкретном числе, то его записывают посредством цифр; когда же хотят сказать одновременно о разных числах, то вместо цифр пишут букву: подобно тому, как говорят: «несколько человек», «какой-то человек», «город N».
На первых этапах изучения алгебры под буквой подразумевается число; в дальнейшем же переходят к собственно алгебре — операциям с буквами.
Перед тем, как ввести буквенные обозначения, полезно решать арифметические задачи с целью повторения зависимостей между величинами, которые могут встретиться при составлении выражения числового (с переменными).
Упражнения на чтение и запись выражений с переменными вызывают затруднения. Так, иногда учащиеся считают, что 6 + 9 не сумма, а запись действия, сумма же равна 15. То же и по отношению к разности, произведению, частному. Следует обращать их внимание, на то, что а + b — не только запись действия, но и результат его.
При чтении выражений с переменными надо повторить порядок действий и сказать, что он сохраняется и в алгебре. Прежде, чем перейти к чтению выражений с переменными, целесообразно дать ученикам упражнения, в которых они определяют порядок действий. Чтение выражений начинается с последнего действия.
Пример. Прочитать выражение
Решение. Рассмотрим порядок действий:
Последнее действие — умножение. Значит, данное выражение надо прочитать так: произведение разности чисел а и b на их сумму.