Алгебра и начала анализа 10 класс поурочные планы по учебнику Мордковича А. Г.
Решение задач повышенной сложности (факультативное занятие) - Преобразование тригонометрических выражений - 2-е полугодие
Формально изучение тригонометрии закончено. Чтобы обобщить материал глав 2-4, целесообразно рассмотреть, во-первых, решение задач повышенной сложности и, во-вторых, решение тригонометрических уравнений, систем уравнений, неравенств.
Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений
Уроки 49-50. Решение задач повышенной сложности (факультативное занятие)
Цель: рассмотреть более сложные задачи.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Изучение нового материала
Сначала еще раз приведем основные (пронумерованные) формулы (по группам).
Функции одного аргумента:
Синус и косинус суммы и разности аргументов:
Синус и косинус двойного аргумента:
Формулы понижения степени:
Преобразование сумм функций в произведения:
Преобразование произведений функций в суммы:
Теперь рассмотрим некоторые задачи.
Пример 1
Построим график функции у = |sin x|cos x + sin x|cos x|.
Раскроем знаки модулей по координатным четвертям.
I четверть
Тогда sin x ≥ 0, cos x ≥ 0 и у = sin x cos x + sin x cos x = 2 sin x cos x = sin 2x.
II четверть
Тогда sin x ≥ 0, cos x < 0 и у = sin x cos x - sin x cos x = 0.
III четверть
Тогда sinx < 0, cos x < 0 и у = -sin x cos x – sin x cos x = -2 sin cos x = - sin 2x.
IV четверть
Тогда sinx < 0, cos x ≥ 0 и y = -sin x cos x + sin x cos x = 0.
Теперь легко построить график данной функции.
Пример 2
Построим график уравнения sin|y| = sin|x|.
Запишем равенство в виде sin|y| - sin|x| = 0 и преобразуем разность в произведение: Получим совокупность уравнений (тогда ) и (тогда ). Придавая n различные значения, строим линии и
Пример 3
Упорядочим числа cos 1, cos 2, cos 3, cos 4, cos 5.
Учтем, что функция косинуса убывает на промежутке [0; π]. Числа 1, 2, 3 принадлежат этому промежутку. Так как функция косинуса четная и ее период равен 2π, то получим: и Теперь аргументы 2π - 4 и 2π - 5 также принадлежат промежутку [0; π]. Упорядочивая числа 1, 2, 3, 2π - 4 и 2π - 5, получим неравенство откуда или
Пример 4
Найдем точки минимума и максимума функции
Используя формулу для синуса двойного угла, преобразуем последнее слагаемое: Тогда функция имеет вид: y = 3 - 8 sin 8х. Так как -1 ≤ sin 8x ≤ 1, то 8 ≥ -8 sin 8x ≥ -8 и 11 ≥ 3 – 8 sin 8x ≥ -5, т. е. -5 ≤ у ≤ 11. Таким образом, ymin = -5. Минимум функции достигается при условии sin 8x = 1, откуда Максимум функции ymax = 11 и достигается при условии sin 8x = -1, откуда и
Пример 5
Вычислим
Вычтем и прибавим единицу к выражению А:
Итак, А = 5.
Пример 6
Упростим выражение
Сгруппируем слагаемые в числителе и знаменателе дроби А: . Преобразуем суммы функций в скобках в произведения: Поэтому А = tg 5а.
Пример 7
Упростим выражение
Начнем преобразования с внутреннего радикала и используем формулы понижения степени: тогда
Теперь упростим:
В последнем случае знак модуля не ставится, так как cos a ≥ 0 и sin a ≥ 0.
Итак,
Пример 8
Докажем, что и вычислим
Обозначим доказываемое выражение А и запишем:
В доказанном тождестве положим a = 10°, тогда
Пример 9
Упростим выражение
Проведем преобразования с конца этого выражения:
Полностью аналогично продолжаем цепочку равенств
Итак, А = ctg а.
Пример 10
Вычислим
Обозначим Найдем Теперь легко найти
III. Задание на уроках и на дом
1. Известно, что А, В, С - внутренние углы треугольника ABC. Докажите равенство:
2. Найдите значение выражения если
Ответ:
3. Найдите значение выражения sin3 a - cos3 a, если sin a - cos a = a.
Ответ:
4. Найдите ctg β, если
Ответ:
5. Найдите tg β, если
Ответ:
6. Вычислите:
Ответы: а, б) 1/32.
7. Найдите наименьшее значение выражения при
Ответы:
8. Найдите сумму:
Ответы:
9. Вычислите:
Ответы:
IV. Подведение итогов уроков