Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА - ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для рассмотрения признаков параллелограмма и закрепления полученных знаний в процессе решения задач |
|||||
Термины и понятия |
Параллелограмм, противолежащие стороны, противолежащие углы |
|||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||||
Умеют объяснять, какой многоугольник называется параллелограммом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии |
Познавательные: проводят информационно-смысловой анализ текста и лекции; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи; понимают и используют наглядность для иллюстрации, интерпретации, аргументации. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
|||||
Организация пространства |
||||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); групповая (Г); индивидуальная (И) |
|||||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для индивидуальной работы |
|||||
I этап. Актуализация опорных знаний |
||||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Повторить основные элементы параллелограмма, его свойства и признаки |
(Ф/И) 1. Дает задание подготовить у доски свойства параллелограмма с доказательством (для учащихся со слабым уровнем подготовки). (Выслушать индивидуально каждого отвечающего.) (Ф/И) 2. Дает задание доказать самостоятельно следующие свойства параллелограмма (для учащихся с высоким уровнем подготовки): 1) Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник. 2) Биссектрисы соседних углов параллелограмма перпендикулярны, а биссектрисы противоположных углов параллельны или лежат на одной прямой. (После подготовки выслушать доказательства дополнительных свойств параллелограмма.) |
1) Дано: ∆BCD - параллелограмм, АЕ - биссектриса ∠BAD. Доказать: ∆АВЕ - равнобедренный. Доказательство: так как ABCD - параллелограмм, значит ВС || AD, тогда ∠EAD = ∠BEA,как накрест лежящие при параллельных прямых ВС и AD и секущей АЕ. АЕ - биссектриса ∠BAD, значит ∠BAE = ∠EAD,поэтому ∠BAE =∠BEA. В ∆АВЕ ∠BAE = ∠BEA, значит, ∆АВЕ - равнобедренный с основанием АЕ. 2а) Дано: ABCD - параллелограмм, BE - биссектриса ∠CBA, АЕ -биссектриса ∠BAD.Доказать: BE ⊥ AE. Доказательство: АЕ - биссектриса, следовательно, ∠1 =∠2. BE - биссектриса => ∠3 = ∠4. В параллелограмме сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180°, поэтому ∠ABC +∠BAD = 180°, то есть∠1 + ∠2 + ∠3 + ∠4 = 180°. Так как ∠1 = ∠2, ∠3 = ∠4, то 2 ∙ (∠1 + ∠3)= 180°, ∠1 + ∠3 = 90°. В ∆АВЕ ∠AEB = 180° -(∠1 + ∠3) = 90°, то есть BE ⊥ АЕ. 2б) Дано: ABCD - параллелограмм, АЕ, СК - биссектрисы ∠A= ∠C. Доказать: АЕ || СК или АЕ и СК совпадают. Доказательство: так как ABCD - параллелограмм, то∠2 = ∠BEA, как накрест лежащие при параллельных прямых ВС и AD и секущей АЕ. В параллелограмме противолежащие углы равны, следовательно, ∠BAD= ∠BCD, значит, ∠1 =∠2 = ∠3 = ∠4. Так как ∠2 = ∠BEA, ∠2 =∠3, то ∠BEA = ∠3 => прямые АЕ и СК параллельны по признаку параллельности прямых. Прямые АЕ и СК совпадут, если в параллелограмме смежные стороны равны |
||||
Наводящие вопросы: - Сформулируйте признак равнобедренного треугольника. - Какие углы в ∆ВАЕ могут быть равными? Почему? Наводящие вопросы: - Когда прямые АЕ и СК будут параллельными? - Равны ли ∠BEA и ∠3? Почему? - В каком случае АЕ и СК совпадут? |
||||||
II этап. Мотивация к деятельности |
||||||
Цель деятельности |
Постановка учебной задачи |
|||||
Создать условия для введения признаков параллелограмма |
(Ф) - Что означают слова “свойства” и “признак”? Приведите примеры. - Какую теорему называют обратной? - Всегда ли верно утверждение, обратное данному? Приведите примеры |
|||||
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||||
Изучение нового материала |
||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||||
Сформулировать признаки параллелограмма |
(Ф) - Сформулируйте утверждения, обратные свойствам параллелограмма. Всегда ли они верны? (Г/Ф) Далее учащихся можно распределить на группы (по рядам) для учебно-исследовательской работы. Обсудить доказательства, сделать запись на доске и в тетради. 1. Если АВ = CD и АВ || CD, то ABCD - параллелограмм. 2. Если АВ = CD и ВС = AD, то ABCD - параллелограмм. 3. Если АС ∩ BD = О, АО = ОС и ВО = ОС, то ABCD - параллелограмм. |
|||||
Закрепление изученного материала |
||||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Закрепить полученные знания |
(Ф/И) 1. Решите задачу № 379 (на доске и в тетради). (И) 2. Решите задачу № 380 (самостоятельно) |
Дано: ABCD - параллелограмм, ВК ⊥АС, DM ⊥ АС. Доказать: BMDK- параллелограмм. Доказательство: 1) ∆ВКМ = ∆DMA по гипотенузе и острому углу (∠ВСК = ∠DAC,как накрест лежащие углы при параллельных прямыхAD и ВС и секущей АС, ВС = AD, как противолежащие стороны параллелограмма, ∆ВКС и ∆DMAпрямоугольные), значит MD = ВК. 2) ∆ВМК и ∆DKM -прямоугольные, ∆ВМК = ∆DKM по двум катетам (MD = ВК, КМ - общий катет), значит, ВМ = DK. 3) В четырехугольникеBMDKпротиволежащие стороны равны (MD =ВК и ВМ = DK),следовательно, BMDK– параллелограмм |
||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
(Ф/И) Если в задаче необходимо доказать, что ABCD - параллелограмм, то применяют один из признаков: 1. Если АВ - CD и АВ || CD, то ABCD - параллелограмм. 2. Если АВ = CD и ВС = AD, то ABCD - параллелограмм. 3. Если АС ∩ BD = О, АО = ОС и ВО = ОС, то ABCD - параллелограмм. - На каком этапе урока у вас возникли трудности? |
(И) Домашнее задание: выучить признаки параллелограмма; решить № 382, 383 |