Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
РОМБ. КВАДРАТ - ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для введения понятий ромба и квадрата как частных видов параллелограмма, для рассмотрения свойств и признаков ромба и квадрата; показать их применение в процессе решения задач |
||
Термины и понятия |
Ромб, квадрат, диагонали, углы |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
У меют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики |
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; понимают и используют наглядность в процессе решения задач. Регулятивные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для фронтальной, групповой работы |
||
I этап. Проверка домашнего задания |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания |
(Ф) 1. Дайте определение прямоугольника. 2. Перечислите свойства прямоугольника. Докажите одно из них. 3. Перечислите признаки прямоугольника. 4. Решите задачу: Через середину диагонали КМ прямоугольника KLMN перпендикулярно этой диагонали проведена прямая, пересекающая стороны KL и MN в точках А и В соответственно. Известно, что АВ = ВМ = 6. Найдите большую сторону прямоугольника. а) Прямоугольные ∆МОВ и ∆КОА равны по катету и прилежащему к нему острому углу (КО = МО, так как О - середина диагонали КМ; ∠BMO = ∠AKO, как накрест лежащие при параллельных прямых KL и MN и секущей КМ), тогда АО = ОB = 3 см (АВ = 6 см), АК = МВ = 6 см. б) ∆AMO = ∆ВМО по двум катетам (АО = ВО, МО - общая сторона, ∠AOM = ∠MOB = 90°), тогда АМ = МВ = 6 см и ∆АМВ - равносторонний. в) ∠AMO = ∠BMO = 30°, так как ∆АМВ - равносторонний, МО - медиана, высота и биссектриса ∆АМВ. г) ∠KLM = 90°, ∠AMO = 30°, ∠BMO = 30°, тогда ∠AML = 30°. д) ∆ALM- прямоугольный, в нем ∠AML = 30°, АМ = 6 см, тогда AL = 3 см. е) АК = 6 см, AL = 3 см, тогда КL = 9 см. Ответ: KL = 9 см. 5. Решите задачи по готовым чертежам: 1) ABCD - прямоугольник. Найти: ∠ABF. 2) АСЕК - прямоугольник, ВС = 5 см. Найти: PBDFM. 3) ABCD - прямоугольник. Доказать: АМ = ND. 4) ABCD - прямоугольник. Найти: ∠AOB, ∠BOC. 5) ABCD - прямоугольник. Найти: АС, АВ. 6) ABCD - прямоугольник. Найти: AD. |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||
Изучение нового материала |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Ввести понятия ромба, квадрата, рассмотреть свойства и признаки этих фигур |
(Ф) 1. Введение понятия ромба. Picture и записи на доске и в тетрадях учащихся: ABCD - ромб, если ABCD - параллелограмм и АВ - ВС = CD = DA. - Верно ли утверждение: “Четырехугольник, у которого все стороны равны, является ромбом”? (Г/Ф) 2. Свойства ромба, признак ромба. - Перечислите все свойства ромба как частного вида параллелограмма. - Выясните, каким еще свойством обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам. (Работа в группах с последующим обсуждением свойства диагоналей ромба.) На доске и в тетрадях записать: Свойства ромба (рис. 9): Если ABCD - ромб, то: а) AB = BC = CD = AD; б) АВ || CD, AD || ВС; в) ∠A = ∠C, ∠B = ∠D; г) АО = ОС, ВО = OD\ д) AC ⊥ BD. е) АО, ВО, СО, DO - биссектрисы углов А, В, С, D. (Г/Ф) - Сформулируйте утверждение, обратное особому свойству ромба, и выясните его справедливость. (Работа в группах с последующим обсуждением.) 3. Определение квадрата. ABCD - квадрат, если ABCD - прямоугольник, АВ = ВС = CD = DA. - Верно ли утверждение: “Ромб, у которого все углы прямые, является квадратом”? - Верно ли утверждение: “Параллелограмм, у которого все стороны и все углы равны, является квадратом”? 4. Свойства квадрата, признаки квадрата. - Перечислите свойства квадрата, учитывая, что квадрат - это частный случай прямоугольника и ромба. Записать на доске и в тетрадях: Свойства квадрата: а) АВ = ВС = CD = AD; АВ || СD; ВС || AD; б) ∠A = ∠B = ∠C = ∠D = 90° в) ВО = ОС = OD = АО, BD ⊥ АС, АО, ВО, СО, DO - биссектрисы ∠A, ∠B, ∠C, ∠D соответственно. - Сформулируйте признаки квадрата |
||
Закрепление изученного материала |
|||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Закрепить полученные знания |
(Ф/И) 1. Решить задачу № 406. (И) 2. Решить самостоятельно № 407 |
Дано: ABCD - ромб, ∠B = 60°, АС = 10,5 см. Найти: РАВCD. Решение: ∠B = 60°, АВ = ВС (так как АВ и ВС - стороны ромба), тогда ∠BAС = ∠BCA= 60°, то есть ∆АВС - равносторонний и АВ = АС = 10,5 см. У ромба все стороны равны, поэтому PABCD = 4 ∙ АВ = 4 ∙ 10,5 = 42 (см). Ответ: 42 см. Решение: ∠ABC = 45°. BD - диагональ и биссектриса ∠ABC. ∠ABD = 45° : 2 = 22°30' Из ∆ABO (∠O = 90°, так как диагонали ромба перпендикулярны): ∠OAB = 90° - 22°30' = 67°30' Ответ: 22°30’, 67°30' |
|
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И) - Что нового узнали на уроке? - Какой этап урока оказался для вас самым сложным? - Оцените свою работу на уроке |
(И) Домашнее задание: п. 47 прочитать; решить № 412, 413 |