Поурочные разработки по алгебре 7 класс - к учебнику Ю.Н. Макарычева - 2014 год
От автора
В 7 классе школьники начинают изучать новый раздел математики — алгебру. Поэтому цель обучения — развить интерес к решению алгебраических задач и показать применимость алгебраического подхода в других изучаемых в школе дисциплинах — геометрии, физике, химии и т. д. В курсе алгебры 7 класса начинают изучать основные понятия: алгебраические выражения и их преобразования, одночлены и многочлены и действия с ними (включая формулы сокращенного умножения), уравнения и способы их решения, системы уравнений и способы их решения, функции и графики функций. В последующих классах они будут уточняться и дополняться, но основы закладываются именно в начале обучения (в 7 классе).
Настоящее пособие адресовано прежде всего преподавателям, работающим по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. (М.: Просвещение), и рассчитано на 102 урока (34 учебные недели). Нумерация задач в поурочном планировании приведена в соответствии с данным учебником.
В пособии подробно рассмотрено содержание каждого урока. Несколько расширен изучаемый материал: дано представление о нелинейных уравнениях и системах нелинейных уравнений, об уравнениях и системах уравнений, содержащих модули и параметры, о построении графиков более сложных функций и уравнений, добавлены формулы сокращенного умножения: куб суммы и куб разности. Такое расширение материала вполне доступно для семиклассников, развивает их интерес к изучению алгебры и дает более цельное представление об изучаемых темах. Кроме того, приведенные дополнения подготавливают школьников к углубленному изучению математики в старших классах.
Предусмотрены два вида фронтального контроля успеваемости: контрольные и зачетные работы. Контрольные работы имеют три степени сложности. Выбор каждой определяется или учителем, или учеником. При этом за выполнение более сложного варианта контрольной работы ученик поощряется дополнительным баллом. В контрольной работе приводится на одну задачу больше, чем необходимо для получения высшей оценки. Наличие лишней задачи подразумевает некоторую свободу выбора учащихся.
В пособии представлены 10 контрольных работ. Зачетные работы приведены для коррекции результатов последних. Задачи разбиты на три блока по степени сложности и оцениваются разным количеством баллов. Нужное для получения оценки число задач может быть набрано из разных блоков. Даже для получения высшей отметки необходимо решить не более половины задач варианта, поэтому у учащихся имеется значительная свобода выбора при решении. В пособии даны также 6 зачетных работ по темам.
В конце обучения проводится итоговая контрольная работа, проверяющая навыки и умения учащихся по основным (базовым) темам.
Контрольные и зачетные работы приведены с полным разбором задач. Предполагается размещение данных решений на стенде, так как разобрать все задачи на уроке невозможно, да и нецелесообразно.
Для текущего контроля усвоения понятий и овладения основными навыками и умениями предусмотрены письменные опросы и самостоятельные работы (практически на каждом уроке).
В целом пособие составлено таким образом, чтобы оптимизировать подготовку учителя к уроку и сэкономить его время.
В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать издания:
• Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс / Сост. Л.И. Мартышова. М.: ВАКО, 2014.
• Рурукин А.Н. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 7 класс. М.: ВАКО, 2014.