Реформы середины - второй половины 60-х годов и их последствия - Становление и развитие советской государственности (1917 - середина 1980-х годов)

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Реформы середины - второй половины 60-х годов и их последствия - Становление и развитие советской государственности (1917 - середина 1980-х годов)

Непростая экономическая ситуация, в которой оказалась страна к середине 60-х гг., подтолкнула новое руководство страны во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным к новым реформам, призванным вдохнуть жизнь в стагнирующую социалистическую экономику.

В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства». Были вскрыты серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством и намечены правильные и существенные меры. На первое место была поставлена материальная заинтересованность колхозников в увеличении производства продукции. С этой целью была изменена система заготовок: план продажи продукции определялся неизменным на 5 лет, а не на 1 год, как прежде, была значительно повышена закупочная цена на зерно и другую продукцию сельскохозяйственного производства, определена повышенная (на 50 %) оплата за сверхплановую продажу продукции. Определялись меры по укреплению материально-технической базы сельского хозяйства: увеличивались капиталовложения, намечались широкая электрификация деревни, а также орошение и осушение земель. Была повышена оплата труда в колхозах.

В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС обсуждался вопрос «об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В решении предусматривались развитие и укрепление хозрасчета, усиление материального стимулирования коллективов предприятия и каждого работника, создавались фонды развития предприятия, социально-культурный, материального поощрения. Повышалась самостоятельность предприятий, министерства определяли основные задания, не вмешиваясь в оперативное руководство предприятиями, значительная часть от реализации произведенной продукции оставлялась в распоряжении предприятий.

Однако реформы не были последовательными, они были рассчитаны на сосуществование хозрасчета и самостоятельности предприятий с командно-административной системой. На промышленные министерства была возложена ответственность за всю деятельность предприятий, им подчиненных. Экономические реформы не подкреплялись реформой политической системы. Оставалась незатронутой бюрократическая структура политического руководства общества. К тому же Л. И. Брежнев, а также его окружение - М. А. Суслов, А. И. Шелепин и др. стремились не к нововведениям, не к реформам, а к возврату от хрущевской «оттепели» к сталинизму.

Критика культа личности Сталина «сворачивалась»; напротив, в печати вновь начали воспеваться его «выдающиеся заслуги». Реформы оказались постепенно свернутыми, не дав нужных результатов. Это стало очевидным уже к 1970 г.

В 70-х - начале 80-х гг. заметно снизились темпы роста экономики и производительности труда. Замедлился научно-технический прогресс, усилились диспропорции в экономике. В стране начали накапливаться трудности и нерешенные проблемы, появились застойные явления. Так, например, производительность труда в СССР по сравнению с уровнем США составляла: в 1950 г. - 30 %, в 1960 г. - 44 % (рост на 14 %), в 1970 г. - 53 % (рост на 9 %), в 1980 г. - 55 % (рост только на 2 %) и в 1985 г. - 55 % (роста нет). Национальный доход увеличивался ежегодно: в девятой пятилетке (1971-1975) - на 5,4 %, в десятой (1976-1980) - на 3,8 %, в одиннадцатой (1981-1985) - только на 3,2 %.

Промышленное производство имело в указанных пятилетках такие показатели: 7,4; 4,5; 3,7; сельскохозяйственное - 2,5; 1,7; 1,2 %.

Так началось формирование механизма торможения социально-экономического развития, возникла целая система ослаблений экономических инструментов власти. Экономика стала маловосприимчивой к нововведениям, неповоротливой, качество значительной части продукции - низким. Техническое обновление промышленности сдерживалось сверхцентрализованным механизмом планирования, непомерными закупками машин за рубежом, что ставило страну в зависимость от Запада. Социальная направленность экономики оказалась ослабленной, это привело к серьезным перебоям в обеспечении людей жильем, продовольствием, транспортом, медицинским обслуживанием, образованием.

Элементы социальной «коррозии» подтачивали «нравственные ценности социализма»: идейную убежденность, трудовой энтузиазм, советский патриотизм, следствием чего явилось падение интереса к общественным делам, бездуховность, скептицизм, стремление к наживе любым способом. Падение социальных нравов привело к росту пьянства, наркомании, преступности, проституции. Пагубное влияние на нравственную атмосферу оказывали факты пренебрежительного отношения к законам, очковтирательство, угодничество, взяточничество, славословие «вождей».

Подлинная забота о людях подменялась политическим заигрыванием - раздачей наград, премий, званий. Проводились регулярные парадные мероприятия в центре и на местах. Мир реальности и мир показного благополучия все больше расходились друг с другом.

Разрыв со странами Запада в научно-техническом развитии все более увеличивался. В середине 1980-х гг. только 28 % выпускаемой машиностроением СССР продукции отвечало мировому уровню, а в некоторых отраслях этот показатель был еще ниже. Доля машин в экспорте СССР снизилась с 20,7 % в 1960 г. до 12,5 % в 1985 г., в то время как ввоз машин и оборудования вырос на 7,9 %. Нарастали противоречия и трудности в развитии агропромышленного комплекса - традиционной «болевой точки» советской экономики.






Для любых предложений по сайту: [email protected]