ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Деятельность I—IV государственных дум - Россия в конце XIX - начале XX в.
В апреле 1906 г. открыла заседания I Государственная дума. Большинство мест в ней в ходе выборов получили кадеты. Большевики, призывавшие к бойкоту выборов, оказались за бортом парламентской процедуры. Выдвинув ряд чрезмерно радикальных законопроектов, в частности проект национализации земли, Дума пошла, по существу, в русле не утихших еще революционных настроений. Это предопределило ее роспуск в июне 1906 г.
II Дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась по составу и выдвинутым законопроектам еще более левой, чем первая. Между тем, учитывая, что решающий шаг в разрешении аграрного вопроса был уже сделан по инициативе П. А. Столыпина 9 ноября 1906 г., правительство снова встало на путь политического радикализма. Против социал-демократов - депутатов Думы было выдвинуто обвинение в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 г. правительством был оглашен манифест о роспуске Думы. Эта дата традиционно считается датой окончания первой российской революции.
В результате революции Россия сделала второй (после реформ 1860-х гг.) шаг по пути превращения в конституционную монархию. Создание законодательного учреждения, хотя и с урезанными правами, демократизировало законотворческий процесс, позволило привлечь к легальной политической деятельности широкие слои населения. Надежды большевиков и эсеров на крушение самодержавия оказались по меньшей мере преждевременными.
Наиболее плодотворной оказалась деятельность III Государственной думы (1907-1912). Правое большинство, завоеванное главным образом благодаря антидемократическому избирательному закону, позволило избежать революционного экстремизма и принять ряд назревших и крайне необходимых стране решений. Опираясь на идейно близкое ему октябристское большинство в Думе, Столыпин поставил на обсуждение депутатов целый ряд законопроектов, обеспечивающих неприкосновенность личности, возможность перехода из одного вероисповедания в другое, ряд законов по страхованию рабочих, совершенствованию местного управления, образования и др.
Несмотря на серьезное противодействие, оказываемое администрацией в лице Государственного совета, законотворческая деятельность III Думы оказалась заметным фактором экономического подъема в стране накануне Первой мировой войны.
Выборы в IV Думу, проходившие в 1912 г., не принесли в расстановку сил в ней принципиальных новшеств. Столыпинский курс в целом был продолжен, однако вступление России в Первую мировую войну летом 1914 г. внесло в деятельность Думы, как и в жизнь всего общества, серьезнейшие изменения.
Деятельность I-IV дум лишь частично приблизила Россию к искомому идеалу парламентарного устройства. Доминирование административно-бюрократического начала при прохождении законопроектов, реальное ущемление прав представительного учреждения, стремление решать важнейшие вопросы в обход демократической процедуры в значительной степени обесценивали политические завоевания либеральной общественности. Уверенность в том, что «парламента у нас нет», общая для царской администрации и правых фракций Думы, сильно обесценивала ее правовой и демократический потенциал, являлась фактором, тормозящим проведение реформ.