ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Наука и культура второй половины XIX века - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии
Реформа народного образования была неотъемлемой частью либеральных преобразований 60-х годов. Необходимо было расширить слои грамотного населения, подготовить больше специалистов для промышленных предприятий, железнодорожного строительства, эксплуатации шахт, развития торгового флота и многое другое. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения - гимназии - на классические и реальные, те и другие - с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии создавали условия для подготовки специалистов для промышленности и торговли, в них усиленно преподавались точные науки и естествознание. Выпускники реальных гимназий принимались без экзаменов в технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях срок обучения стал восьмилетним, а реальные гимназии переименовали в реальные училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600.
В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. В городах грамотных было в два раза больше, чем в сельской местности. Грамотность больше была распространена среди мужчин (29,3 %), чем среди женщин (13,1 %). К концу века в России действовало более 500 публичных библиотек и около трех тысяч земских читален.
К началу 60-х гг. XIX в. в университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. В пореформенный период в России открылись новые университеты: в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе, Томске. Стали действовать Петровская земледельческая и лесная академия, Институт инженеров путей сообщения в Москве, Политехнический институт в Риге и др. К концу XIX в. в 63 высших учебных заведениях обучалось уже около 30 тыс. студентов. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, С. М. Соловьев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев и многие другие.
В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х гг. В 6070-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани, Киеве.
После убийства императора Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. и начала контрреформ Александра III Александровича произошли изменения в сфере просвещения и образования. В 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах.
Циркуляр Министра народного просвещения, подписанный 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях»), ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы ограничить «поступление в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких чиновников и тому подобных людей». Плата за обучение была повышена.
Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. была введена особая форма одежды для студентов. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое. Правительство снизило университетам ассигнования. По его распоряжению в 1886 г. был прекращен прием на все женские курсы, кроме Бестужевских высших женских курсов в Петербурге.
Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий и достижений русской науки. Труды И. М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы» заложили основы физиологии позвоночных. И. И. Мечников (1845-1916) совместно с Н. Ф. Гамалей создал первую в России бактериологическую станцию (1886), основал научную школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О. О. Ковалевским (1840-1904) он заложил основы эмбриологии. К. А. Тимирязев (1843-1920) своими исследованиями фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д.И. Менделеева (1834-1907) стал периодический закон химических элементов (1869). А. М. Бутлеров (1828-1886) разработал фундаментальную теорию химического строения вещества.
П. Л. Чебышев (1821-1894) внес заметный вклад в математическую науку. Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова (1839-1896), автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта.
Технические изобретения принесли мировую славу русским ученым. П. Н. Яблочков (1847-1894) создал дуговую лампу и разработал систему электрического освещения.
А. Н. Лодыгин (1847-1923) изобрел электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам. М. И. Доливо-Добровольский (1862-1919) предложил использовать систему трехфазного тока для передачи электроэнергии на расстояние. А.Ф. Можайский (1825-1890) запатентовал первый в мире самолет (1881).
П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914), руководитель Русского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (под руководством М. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай) и др.
В. В. Докучаев (1846-1903) после долгих исследований опубликовал работу «Русский чернозем», классический труд нового научного направления - почвоведения.
С 1851 по 1879 г. вышли в свет 29 томов «Истории России с древнейших времен» выдающегося российского историка С. М. Соловьева (1820-1879). В 80-е годы начал работать его ученик В. О. Ключевский (1841-1911).
Художественная литература второй половины XIX в. продолжала развивать традиции реализма, заложенные А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем. Золотой век русской литературы продолжался благодаря творчеству И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В 80-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Народу посвятил свое творчество Н. А. Некрасов. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет и Ф. И. Тютчев.
Главными драматическими театрами страны оставались Малый и Александринский. Пьесы А. Н. Островского открыли новую эпоху в драматургии. В конце 70-х гг. началась театральная деятельность знаменитого режиссера К. С. Станиславского.
Живопись и музыкальная жизнь второй половины века сначала испытывали заметное влияние демократического движения конца 50-х - начала 70-х гг. XIX в. В 1863 г. группа обучающихся в Академии художеств молодых людей покинула ее стены и организовала «артель передвижников». В 1870 г. возникло «Товарищество передвижных художественных выставок», в котором участвовали И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко и др. Произведения «передвижников» посвящены России: ее природе, ее народу и истории. Патриотические чувства вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, названных искусствоведом и музыкальным критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». Особое место в русской музыке занимает П. И. Чайковский, автор опер, балетов, симфонических и камерных произведений.
В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И. П. Ропет, В. О. Шервуд, А. Н. Померанцев, Д. Н. Чичагов и др. создали эклектический стиль в духе традиционного русского зодчества, названный современниками «псевдорусским». В нем выполнены Исторический музей, Городская Дума и Верхние торговые ряды в Москве, полукругом замыкающие Красную площадь. В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К. А. Тона. Для жилых домов Москвы и Петербурга архитекторы использовали элементы различных стилей.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные направления внешнеполитического курса Российской империи в XIX в.?
2. Чем обусловлена острота постановки злободневных российских проблем представителями разных направлений общественной мысли?
3. Какие реформы, на ваш взгляд, особенно оказали влияние на ход российской истории?
4. Какие проблемы общественно-политической жизни России в XIX столетии в наибольшей степени привлекали внимание деятелей художественной культуры?