ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Развитие культуры в XVII веке - «Бунташный» XVII век
После Смутного времени тенденции европеизации русской культуры получили новый импульс к развитию. Заметно укрепились, например, российско-германские культурные и научные связей.
Так, немецкий математик Адам Олеариус получил от царя Михаила Алексеевича Романова предложение основать в Москве обсерваторию и стать придворным картографом. В соавторстве с немецким поэтом Паулем Флемингом он написал книгу «Новое описание путешествия на Восток». В ней он восхваляет красоту «златоглавой Москвы» и знакомит читателей с волжскими сказаниями и легендами, отзываясь с восхищением о духовности русских людей.
При царе Алексее Михайловиче в Москве появилась Немецкая слобода или Кукуй-городок. Она существовала в XVII - начале XVIII в. в районе современной Бауманской улицы в Москве.
В этом немецком квартале были построены три лютеранских и две реформистские церкви, школа, а также первый театр в России.
На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния. Расцвет русской общественной мысли первой половины XVII в. связан с появлением повестей светских авторов о событиях Смутного времени. Среди них: «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета, ставившего своей целью укрепление положения новой династии Романовых. Традиционное летописание в XVII в. прекратилось.
В общественной мысли и литературе XVII в. яркий след оставил Самуил Емельянович Петровский-Гитнианович, выходец из Полоцка, известный как Симеон Полоцкий. В 1661 г. он переехал в Москву, где стал учителем царских детей. Симеон Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Кроме того, распространение получили его публицистические произведения во славу самодержавия. Начала формироваться и оппозиционная общественная мысль. С позиций, обличающих никонианскую, реформированную, церковь и вместе с ней зарождающийся абсолютизм, написано «Житие протопопа Аввакума». Автором «Жития...» был, по-видимому, сам протопоп Аввакум, вдохновитель старообрядческого движения.
На протяжении столетия появлялись бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей - «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повести о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. явился роскошный царский дворец в Коломенском. К сожалению, дерево не столь долговечно, как камень, поэтому он не сохранился до наших дней. За ветхостью его пришлось разобрать. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. был построен грандиозный Ростовский кремль, в это же время завершено и оформление монастырских ансамблей: Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.
В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.
Иконопись сохраняла свою традиционную консервативность, по-прежнему находясь под пристальным надзором церковных и государственных учреждений. Наблюдение за деятельностью живописцев в Москве и прилегающих уездах осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, портреты, украшали рукописи, изготавливали мебель, утварь, игрушки. Наибольшее признание получили живописные произведения Симона Ушакова, создавшего свою школу. Сам художник интересовался изображением человеческого лица. Некоторое отступление от канонов видно в его иконах «Нерукотворный Спас», «Насаждение древа государства Российского». ВXVII в. наряду с иконами все более широкое распространение получают парсуны (искаж. польск. транскрипцией лат. persona - личность) - живописные произведения, соединяющие в себе черты иконы и портрета.
Признаки обмирщения (секуляризации) обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия от трети до половины горожан умели читать и писать. Обучение грамоте велось теперь не только в церкви, но и в светских школах. Появились первые печатные буквари - самый первый, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В конце XVII в. получил распространение иллюстрированный букварь Кариона Истомина. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве открылась школа, готовившая подьячих для приказов; в 1680 г. - школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. - Славяно-греко-латинское училище, позже преобразованное в академию, где преподавались светские и духовные дисциплины.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы предпосылки, с одной стороны, и последствия, с другой, Смутного времени?
2. Каковы основные положения Соборного уложения и какую роль оно сыграло в государственно-правовой жизни России?
3. Чем был обусловлен раскол Русской православной церкви и каковы его последствия?
4. В чем, на ваш взгляд, выразилось обмирщение культуры в XVII столетии?