История - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Русь в IX - начале XII в. - Древность и Средневековье
Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян
Норманнская теория |
Центристская теория |
Славянская (антинорманнская) теория |
Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных авян |
Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов |
У восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается |
Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян
Этапы формирования государственности у восточных славян
Князь (возможная этимология: от болгарок, кнез — старейшина или от финск. kuningas — король) — вождь племени, позже — правитель государства или государственного образования в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский, а остальные князья — удельные.
Древнерусские князья и их политика
Князь (годы правления) |
Его деятельность |
||
РЮРИК (родоначальник династии Рюриковичей) (862-879) |
862 г. — призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель (согласно «Повести временных лет»). Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях |
||
ОЛЕГ ВЕЩИЙ (т. е. мудрый) (есть сведения, что он являлся родственником Рюрика) (879-912) |
882 г.— захватил Киев (убийство киевских правителей Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 907 г., 911г.— совершил успешные походы на Византию, итогом которых стали выгодные для Руси два мирных догоцора (907 и 911 гг.). Установил контроль над торговым путём «из варяг в греки» |
||
ИГОРЬ (сын Рюрика) (912-945) |
915 г.— заключил мир с печенегами. 922 г.— подчинил племя уличей. Организовал военные походы на Византию: • 941 г.— закончился неудачей: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня» (нефти). • 944 г.— закончился заключением взаимовыгодного договора. 943 г.— осуществил поход на Северный Кавказ: взял г. Бердаа на р. Курье. 944 г.— организовал поход в Древлянскую землю за данью |
||
ОЛЬГА (жена князя Игоря) (945-9692) |
945 г.— окончательно покорила древлян (взятие стольного города Искоростень). Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения: • уроков — определения точных размеров дани; • погостов — установления мест сбора дани. Прекратила внешние походы. 955 г. (957 г.) — совершила поездку в Византию и приняла христианство, крестившись под именем Елены. 968 г.— руководила защитой Киева от печенегов |
||
СВЯТОСЛАВ I (сын князя Игоря и княгини Ольги) (957-972) |
965 г.— разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль. 965 г.— установил союзные отношения с ясами и касогами. 966 г.— присоединил племя вятичей. 968-971 гг. — совершил походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией. 969-972 гг.— участвовал в военных столкновениях с печенегами. 971 г. — заключил договор между Русью и Византией. Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей. 972-980 гг.— первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава — Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком → победа Владимира |
||
ВЛАДИМИР I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) (сын Святослава I) (980—1015) |
980 г. — провёл языческую реформу. 987 г. — заключил союз с Византией. 988 г. — начал распространение христианства на Руси. Брак с византийской царевной Анной. Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства: 981-982 гг. — успешные походы на вятичей. 981 г. — отвоевал у Польши Червенские города. 984 г. — поход на радимичей. Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) |
||
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (сын Владимира I) (1019—1054) |
1015-1019 гг. — междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским → утверждение на киевском престоле Ярослава. Способствовал возвышению международного авторитета Руси установлением широких династических связей с европейскими дворами. Осуществлял военные походы: • в Прибалтику; • в польско-литовские земли; • в Византию. 1036 г. — окончательно разгромил печенегов под Киевом (в память этого события возведён Софийский собор). Являлся основателем письменного русского законодательства: 1016 г.3 — начало составления свода законов Древнерусского государства — «Русской Правды». 1051 г. — избрание епископами первого русского митрополита Илариона |
||
ВЛАДИМИР II МОНОМАХ (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) (1113—11125) |
1113 г. — ввёл в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. 1116-1119 гг. — участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой: был женат на дочери английского короля Гарольда II — Гите |
||
МСТИСЛАВI ВЕЛИКИЙ (сын Владимира Мономаха) (1125—1132) |
1127 г. — присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество. Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича. Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства |
||
Управление Древнерусским государством в X—XII вв.
Принятие христианства
Вместе с тем языческие и христианские представления в сознании людей очень долго сосуществовали, что получило название двоеверие.
Категории населения в Древнерусском государстве
Основные социальные группы |
Их состав |
Функции |
Привилегированные социальные группы |
Верхи духовенства (до принятия христианства — волхвы, языческие жрецы, с X в. — православное духовенство), князья, бояре (старшие дружинники), верхи купечества |
Владение и распоряжение собственностью, участие в управлении обществом |
Свободное население («люди») |
Сельские общинники, городские ремесленники, торговцы, рядовые дружинники, священники, монахи |
Создание материальных ценностей, уплата налогов, участие в решении проблем общества, в военных походах |
Зависимое население |
Рядовичи — зависимые по договору («ряду»). Закупы — имеющие хозяйство и отрабатывающие долг («купу») — зерно, скот, орудия труда. Челядь — рабы из числа военнопленных, домашние слуги. Холопы — рабы из местного населения 4. Смерды — военнопленные, рабы, посаженные на землю, военные слуги князя 5 |
Выполнение обязанностей, вытекающих из отношений зависимости |
Маргинальные (от фр. — побочный) элементы |
Изгои — люди, порвавшие со своей общиной и покинувшие её: крестьяне, изгнанные из общин; разорившиеся купцы; князья «без места» |
Борьба за выживание |
«Русская Правда» — свод законов Древнерусского государства
Международные связи Древней Руси
Запад |
Восток |
Юг |
Север |
Дипломатические связи |
Преимущественно мирная колонизация и освоение новых земель |
||
Торгово-экономические связи: |
|||
импорт |
|||
Металлы, оружие, лошади |
Скот, кожи, хлеб, изделия из золота, серебра,бронзы (серьги, цепочки, ожерелья, запястья, подвески, кольца, пуговицы, бляхи для украшения одежды и конской сбруи), пряности, ткани |
Краски, ткани (шёлковые, златотканые, сукно, бархат), сафьян, ковры, стекло, фаянс, пряности, ювелирные изделия |
Металлы, оружие |
экспорт |
|||
Меха (соболиные, куньи, бобровые, горностаевые, беличьи, заячьи, лисьи), мёд, воск |
|||
Невольники, невольницы; кольчуги, клинки мечей, янтарь, лён и льняные ткани, изделия из серебра |
Ремесленные изделия |
||
Династические браки |
Браки, обмен опытом |
||
Защита от агрессии |
Использование культурного опыта. Принятие крещения от Византии |
||
Упреждающие военные походы |
Культура Древней Руси
Литература и распространение грамотности
Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.)
Жития святых: «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печерского».
Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). Летописание (появляется в XI в.): «Повесть временных лет» написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (начало XII в.). Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056—1057 гг.). Исторические повести (XII в.).
Греческие романы.
Византийские хроники.
Берестяные грамоты.
Монастырские школы.
Зодчество
Деревянное Каменное (влияние Византии):
— Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.);
— собор Спаса в Чернигове (1031-1036 гг.);
— храмы Софии в Киеве (1037-1041 гг.) (материал — плинфа — широкий и плоский кирпич), Новгороде (1045-1050 гг.) (материал — известняк) и Полоцке (1060 г.);
— Золотые ворота во Владимире (1158-1164 гг.)
Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.
Живопись
Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве); иконопись (икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа — «Успение»); фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве).
Прикладное народное искусство
Чернь; зернь; перегородчатая эмаль; филигрань (скань)
Точки зрения историков на социально-экономические отношения в Древнерусском обществе
Социально-экономическую основу древнерусского общества составляла крупная феодальная собственность на землю, которая складывается на Руси в IX-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земля феодалов обрабатывалась трудом зависимых крестьян. Русь в IX—XII вв. — раннефеодальное государство |
Социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники. Существовало и частное землевладение — вотчины князей, бояр, церкви. На них трудились рабы (челядь, холопы) и полусвободное население (закупы, изгои). Общественный строй Руси в IX—XII вв. — дофеодальный |
1 Путь из «варяг в греки» — шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике отправлялись в сторону Рима. Тут-то, в землях варягов, собственно, и начинался «путь из варяг в греки», т. е. из Южной Балтики к Константинополю.
2 В 957 г. Ольга передала власть сыну Святославу, но во время его длительных походов продолжала управлять государством.
3 Существует точка зрения, что «Русская Правда» была составлена в 30-е гг. XI в.
4 Источники холопства: поступление на службу без ряда (договора), женитьба на холопке.
5 Существует мнение, что смерды — это полусвободные люди, выполнявшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Смерды — все крестьяне, платившие государственную подать (дань).