История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ
Образование, наука и техника - Урок 2 - Серебряный век русской культуры - История русской культуры Нового времени (XVIII — начало XX в.) - История русской культуры
В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты
1. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:
- начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных знаний — письмо, чтение, счет, Закон Божий);
- среднее образование включало в себя четыре элемента: классические гимназии (давали общее среднее образование, только они готовили для поступления в университеты), два вида училищ — реальные и коммерческие (частные), наконец, средние учебные заведения для женщин;
- высшее образование давали университеты, институты, академии, консерватории и прочие вузы.
2. Основные особенности и тенденции в развитии образования:
- государственные ассигнования на образование были значительно ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения;
- рост числа студентов и их активное участие в общественном движении приводило к реакционным государственным мерам;
- увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.
3. На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:
- «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов (за теорию высшей нервной деятельности и пищеварения он первым из русских ученых получил в 1904 г. Нобелевскую премию), биолог И. И. Мечников (теория иммунитета, изучение инфекционных заболеваний), ботаники К. А. Тимирязев (основоположник русской научной физиологии) и И. В. Мичурин (экспериментальное направление в ботанике), физики и инженеры Н. Е. Жуковский (первая аэродинамическая труба), К. Э. Циолковский («отец» русской и мировой космонавтики, предложивший использовать для полетов в космос многоступенчатые ракеты на жидком топливе), И. И. Сикорский (самолетостроитель), П. Н. Лебедев (создатель первой в России физической школы), а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере (сфере человеческого разума) В. И. Вернадский;
- деятели общественных наук в условиях социально-политического кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), а также так называемый «легальный марксизм» — изучение российской экономики с позиций марксистской теории (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков), русская религиозная философия (большинство бывших «легальных марксистов»1, а также основная фигура религиозной философии — В. С. Соловьев), наконец, русский космизм (Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский). Создаются новые труды по истории («История русской культуры» лидера кадетов П. Н. Милюкова, полные курсы русской истории В. О. Ключевского, А. А. Корнилова и последний полный авторский курс С. Ф. Платонова, изданный в 1917 г.) и лингвистике (А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др.).
1 Отказ «легальных марксистов» от марксистского подхода выразился в издании сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» в 1909 г., в котором они по всем параметрам критиковали русскую интеллигенцию (за ее революционность, безбожность и пр., вплоть до обвинений в неумении создать крепкую семью), но выражали надежду на ее духовное возрождение путем обращения к Богу.