Фольклор, литература, книжность, театр - Русская культура XVII в. - История средневековой русской культуры (IX-XVII вв.) - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Фольклор, литература, книжность, театр - Русская культура XVII в. - История средневековой русской культуры (IX-XVII вв.) - История русской культуры

Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в Особенности русской литературы XVII в следующие.

· Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской Множество таких произведений первой половины XVII в были посвящены событиям Смутного времени («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и др..) С XVII в начинаются попытки написать отечественную историю («Синопсис» киево-печерского монаха Иннокентия Гизеля, «Созерцание» Сильвестра Медведева, «Скифская история» Андрея Лызлова). Летописи принимают форму хронографов.

· В русской литературе XVII в. возникло множество новых жанров и оформились два основных течения:

- апологетически относящееся к власти и установленным ею порядкам: Симеон Полоцкий (создавший в России жанры поэзии и драматургии) и Юрий Крижанич обосновывали в своих произведениях абсолютизм и крепостничество;

- оппозиционное, народно-обличительное, представленное следующими жанрами. В XVII в огромную популярность приобретают народные сатирические произведения, высмеивавшие пороки государства и общества (несправедливый суд, социальное неравенство, безнравственность церковников и чиновников и др.) и выражавшие народный протест против существующих порядков (народные повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «О бражнике», «Сказание о куре и лисице» и др.). Вольные крестьянские и казацкие песни воспевали народных бунтовщиков-«заступников», например С. Разина. Сатирическим по своему содержанию было и скоморошество — русский уличный бродячий театр, который переживал расцвет в XVI-XVII вв. Оппозиционным духом исполнено «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в 1672-1673 гг. во время заточения в Пустозерске и считающееся первой автобиографией (зарождение мемуарного жанра) Также в XVII в возникает еще один новый жанр — бытовая повесть, посвященная внутреннему миру человека, причем героями выступают не исторические, а вымышленные персонажи — активные и предприимчивые люди, стремящиеся перебороть судьбу (впрочем, безуспешно).

· В Россию проникают европейские светские литературные произведения (включая рыцарские романы с любовной тематикой).

· В этот период растет число грамотных людей, особенно среди дворянства и посадских людей (хотя подавляющее большинство населения оставалось неграмотным), для которых характерно увлечение книжным чтением.

В XVII в. существовало три вида театра:

· народный (скоморохи — «театр Петрушки»);

· придворный (первый в России театр — «комедийная хоромина» — был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. по инициативе одного из его приближенных боярина А. С. Матвеева; театр ставил сцены по библейским сюжетам, но закрылся со смертью царя);

· школьный (играли ученики монастырских школ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]