История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Раздел 5. РОССИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI в. (1945-2010 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
4 |
3 |
7 |
2 |
2 |
4 |
5 |
1 |
8 |
2 |
3 |
3 |
6 |
2 |
9 |
2 |
10 |
3 |
32 |
4 |
54 |
3 |
11 |
4 |
33 |
3 |
55 |
4 |
12 |
2 |
34 |
1 |
56 |
2 |
13 |
2 |
35 |
4 |
57 |
2 |
14 |
2 |
36 |
2 |
58 |
4 |
15 |
2 |
37 |
3 |
59 |
3 |
16 |
3 |
38 |
2 |
60 |
1 |
17 |
2 |
39 |
3 |
61 |
1 |
18 |
1 |
40 |
4 |
62 |
2 |
19 |
3 |
41 |
4 |
63 |
1 |
20 |
3 |
42 |
1 |
64 |
4 |
21 |
3 |
43 |
2 |
65 |
4 |
22 |
2 |
44 |
4 |
66 |
3 |
23 |
1 |
45 |
2 |
67 |
2 |
24 |
2 |
46 |
3 |
68 |
2 |
25 |
3 |
47 |
2 |
69 |
2 |
26 |
4 |
48 |
1 |
70 |
4 |
27 |
3 |
49 |
1 |
71 |
1 |
28 |
1 |
50 |
3 |
72 |
4 |
29 |
3 |
51 |
3 |
73 |
3 |
30 |
1 |
52 |
2 |
74 |
1 |
31 |
1 |
53 |
4 |
75 |
2 |
76 |
4 |
98 |
3 |
120 |
4 |
77 |
2 |
99 |
3 |
121 |
3 |
78 |
3 |
100 |
2 |
122 |
4 |
79 |
1 |
101 |
4 |
123 |
3 |
80 |
1 |
102 |
3 |
124 |
4 |
81 |
4 |
103 |
2 |
125 |
2 |
82 |
2 |
104 |
1 |
126 |
3 |
83 |
2 |
105 |
3 |
127 |
3 |
84 |
1 |
106 |
4 |
128 |
1 |
85 |
1 |
107 |
3 |
129 |
4 |
86 |
1 |
108 |
2 |
130 |
4 |
87 |
3 |
109 |
4 |
131 |
4 |
88 |
1 |
110 |
2 |
132 |
2 |
89 |
4 |
111 |
3 |
133 |
2 |
90 |
1 |
112 |
3 |
134 |
1 |
91 |
3 |
113 |
4 |
135 |
1 |
92 |
3 |
114 |
4 |
136 |
4 |
93 |
3 |
115 |
3 |
137 |
3 |
94 |
3 |
116 |
3 |
138 |
2 |
95 |
1 |
117 |
4 |
139 |
3 |
96 |
3 |
118 |
1 |
140 |
3 |
97 |
4 |
119 |
3 |
141 |
4 |
142 |
2 |
151 |
1 |
160 |
3 |
143 |
1 |
152 |
3 |
161 |
4 |
144 |
3 |
153 |
3 |
162 |
3 |
145 |
3 |
154 |
4 |
163 |
3 |
146 |
4 |
155 |
3 |
164 |
3 |
147 |
1 |
156 |
3 |
165 |
1 |
148 |
1 |
157 |
2 |
166 |
4 |
149 |
1 |
158 |
3 |
167 |
3 |
150 |
2 |
159 |
4 |
168 |
4 |
Часть 2 (В)
№ задания |
Ответ |
1 |
31425 |
2 |
45132 |
3 |
32154 |
4 |
14325 |
5 |
41235 |
6 |
34152 |
7 |
25314 |
8 |
35214 |
9 |
15324 |
10 |
45231 |
11 |
54123 |
12 |
43125 |
13 |
32514 |
14 |
145 |
15 |
134 |
16 |
134 |
17 |
235 |
18 |
136 |
19 |
235 |
20 |
234 |
21 |
125 |
22 |
135 |
23 |
456 |
24 |
256 |
25 |
123 |
26 |
125 |
27 |
346 |
28 |
245 |
29 |
134 |
30 |
135 |
31 |
Сталин |
32 |
Сталин |
33 |
СЭВ |
34 |
холоднаявойна |
35 |
Берия |
36 |
Хрущёв |
37 |
Новочеркасск |
38 |
Хрущёв |
39 |
Хрущёв |
40 |
Карибский |
41 |
застой |
42 |
Брежнев |
43 |
Косыгин |
44 |
застой |
45 |
перестройка |
46 |
Горбачёв |
47 |
ГКЧП |
48 |
Горбачёв |
49 |
Сталин |
50 |
Солженицын |
51 |
1542 |
52 |
4521 |
53 |
2431 |
54 |
2315 |
55 |
3154 |
56 |
5231 |
57 |
2315 |
58 |
2154 |
59 |
2453 |
60 |
3415 |
61 |
5432 |
62 |
совнархозы |
63 |
СНК |
64 |
колхозы |
65 |
разрядки |
66 |
261897 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||||
1 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) руководитель СССР — Н. С. Хрущёв; 2) название периода — «оттепель»; 3) хронологические рамки — 1953-1964 гг. |
||||
2 |
С2 |
Могут быть указаны следующие характерные черты : — относительная демократизация советского общества; — частичная реабилитация жертв сталинского режима; — осуждение культа личности Сталина; — борьба между сталинистами и антисталинистами; — расширение прав национальных республик, децентрализация власти; — постоянная ротация (смена) партийно-государственных кадров; — «кампанейщина», непродуманность и непоследовательность многих политических решений, связанные с личными качествами Н. С. Хрущёва |
||||
3 |
С3 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: основные участники группы: — В. М. Молотов, Л. М. Каганович и Г. М. Маленков. последствие: — постепенный отход от коллективного руководства страной |
||||
4 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) название движения — диссидентское (диссиденты); 2) время возникновения движения — 1960-е гг.; 3) руководитель СССР в этот период — Л. И. Брежнев |
||||
5 |
С2 |
Могут быть названы следующие цели: — демократизация политической жизни в СССР; — предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод, защита прав и свобод; — снятие цензурных ограничений, предоставление творческой свободы интеллигенции; — установление более тесных контактов с западными странами, снятие «железного занавеса»; — синтез двух общественных систем (социалистической и капиталистической); — недопущение неосталинизма; — борьба с экстремизмом левого и правого толка |
||||
6 |
С3 |
Могут быть указаны следующие средства: — уголовное преследование диссидентов; — цензурные ограничения, запрет на творческую деятельность; — помещение диссидентов в психиотрические лечебные заведения; — высылка видных диссидентов за границу |
||||
7 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ввод советских войск в Афганистан произошёл в 1979 г.; 2) Афганская война началась при Л. И. Брежневе; 3) советские войска были выведены при М. С. Горбачёве |
||||
8 |
С2 |
Могут быть указаны следующие причины: — нестабильность в Афганистане, граничившем с СССР, угрожала стабильности в советских среднеазиатских регионах; — в условиях «холодной войны» советские власти опасались установления американского контроля над нестабильным Афганистаном; — руководители Советской армии желали проверить эффективность боевой техники и степень обученности войск в условиях реальной, но локальной войны |
||||
9 |
С2 |
Могут быть названы следующие последствия: — большие людские потери; — большие материальные потери; — падение престижа Вооружённых сил СССР; — рост враждебного отношения к СССР в мусульманском мире; — падение международного престижа СССР; — усиление позиций США в среднеазиатском регионе |
||||
10 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) период — перестройка; 2) фамилия Генерального секретаря — М.С. Горбачёв |
||||
11 |
С2 |
Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»: — отсутствие частной собственности на средства производства; — плановый характер хозяйства; — командные (бюрократические) методы руководства экономикой; — отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда; — бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов; — государственный контроль за ценообразованием; — государственная монополия на внешнюю торговлю. Могут быть названы другие характерные черты |
||||
12 |
С3 |
Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразования периода перестройки: — введение системы госприёмки; — расширение самостоятельности предприятий, хозрасчёт; — развитие кооперативного движения; — разрешение индивидуального предпринимательства; — создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе); — создание коммерческих банков. Могут быть названы другие реформы, преобразования |
||||
13 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — амбиции двух сверхдержав — СССР и США; — страх правительств западных стран перед «красной угрозой», неприятие коммунистической идеологии; — установление контроля СССР над странами Восточной Европы, утверждение здесь коммунистических режимов вразрез прежним договорённостям; — авторитарный режим в СССР и демократические режимы западных стран неизбежно вступали друг с другом в противоречия. Могут быть даны другие объяснения |
||||
14 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — усиление культа личности Сталина как вождя победившего народа; — многие советские граждане считали, что победа была одержана благодаря существовавшему до войны политическому режиму; — демократические тенденции не отвечали интересам партийной верхушки во главе со Сталиным, боявшейся ответственности за свои преступления и ошибки; — необходимость восстановления разрушенной в результате войны экономики диктовала требование сохранения жёсткой централизованной власти; — в условиях начавшейся «холодной войны» было удобно оправдывать сохранение прежнего режима; — многие демократические свободы, полученные населением западных стран, уже принадлежали советскому народу (советские женщины получили равные права ещё по Конституции 1918 г., с 1936 г. было закреплено право на труд). Могут быть даны другие объяснения |
||||
15 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения: — в начале правления Л. И. Брежнева были проведены экономические реформы А. Н. Косыгина, что свидетельствует о первоначальном реформаторском потенциале правления Брежнева, утраченном в результате его болезни; — от лидера и, соответственно, его физического состояния в советской системе традиционно многое зависело; — болезнью Брежнева воспользовалась консервативно настроенная партноменклатура, которая и несёт ответственность за «застой»; при выборе второй точки зрения: — все реформы были фактически свёрнуты ещё до болезни Брежнева; — Л.И. Брежнев отличался консервативными взглядами, был против резких перемен, не был реформатором по натуре; — с самого начала Л.И. Брежнев был марионеткой в руках партийной номенклатуры, не желавшей перемен, он сам был выходцем из неё; — отказ от реформ был вызван тем, что в результате реформирования система могла разрушиться (что показала перестройка), а отказаться от неё правящая элита тогда была не в состоянии |
||||
16 |
С6 |
Приводится пример данного при апробации задания ответа учащегося, получившего максимальный балл при проверке (с сохранением стилистики и пунктуации ответа): Н. С. Хрущёв — руководитель СССР в 19531964 гг. (до 1957 г. шла борьба за лидерство с Л. П. Берия, Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и др.). Хотя Хрущёв был выходцем из сталинского окружения и участвовал в репрессиях, но он стал ключевой фигурой в развенчании культа личности Сталина. На XX съезде он выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Благодаря ему процесс реабилитации принял широкий характер. Из лагерей вышли многие политзаключённые, ослабла цензура, стали выходить в свет произведения о репрессиях («Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына), стали более широко обсуждаться общественные проблемы. Поэтому период правления Хрущёва получил название «оттепель». Хрущёв больше, чем Сталин, думал о людях, об их нуждах. При нём была облегчена жизнь колхозников, развернулось жилищное строительство, расширилась выплата пенсий. Но при этом Хрущёву было свойственно проведение недостаточно продуманных экономических реформ — создание совнархозов, ликвидация МТС, что только ухудшило положение. Ему была присуща «кампанейщина», в том числе кампания по посадке кукурузы. Хотя при нём произошла частичная демократизация, сам он демократом не был (разгром художников- абстракционистов, методы борьбы за власть). Хрущёв был малограмотным и импульсивным человеком. Он пытался крепить контакты с США, но при нём произошёл самый страшный международный кризис — Карибский. В 1964 г. он стал первым советским руководителем, отправленным на пенсию. |
||||
16 |
С6 |
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов). |
||||
16 |
С6 |
|||||
Критерии оценивания |
Баллы |
|||||
К1 |
Время жизни исторического деятеля |
1 |
||||
Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется). |
1 |
|||||
ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель. В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано |
1 |
|||||
К2 |
Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т. п.) |
4 |
||||
Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т. п.) |
4 |
|||||
Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности |
3 |
|||||
Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности |
2 |
|||||
Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности |
1 |
|||||
Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа |
0 |
|||||
Максимальный балл |
5 |
|||||
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
||||||
Тема 2. Российская Федерация в 1992 г. — 2010 гг.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
11 |
1 |
21 |
2 |
2 |
1 |
12 |
2 |
22 |
3 |
3 |
4 |
13 |
4 |
23 |
4 |
4 |
2 |
14 |
1 |
24 |
4 |
5 |
1 |
15 |
1 |
25 |
3 |
6 |
3 |
16 |
4 |
26 |
3 |
7 |
3 |
17 |
2 |
27 |
1 |
8 |
4 |
18 |
1 |
28 |
2 |
9 |
3 |
19 |
2 |
29 |
2 |
10 |
2 |
20 |
4 |
30 |
4 |
Часть 2 (В)
№ задания |
Ответ |
1 |
34512 |
2 |
23415 |
3 |
45231 |
4 |
356 |
5 |
146 |
6 |
245 |
7 |
146 |
8 |
Гайдар |
9 |
Ельцин |
10 |
Ельцин |
11 |
Путин |
12 |
2143 |
13 |
Гайдар |
14 |
дефолт |
15 |
312457 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||||
1 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) события относятся к 1993 г.; 2) президент — Б. Н. Ельцин |
||||
2 |
С2 |
Могут быть названы следующие причины: — разные представления о государственном устройстве России у президента и Верховного Совета в условиях устаревшего законодательства — нежелание Верховного Совета поддерживать курс на либеральные экономические реформы; — конфликт идеологий в условиях новой российской государственности; — личные амбиции президента и руководства Верховного Совета |
||||
3 |
С3 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) конфликт завершился победой президента и его сторонников; 2) средства: — использование армии; — обращение за поддержкой к населению, использование СМИ для обоснования своей позиции |
||||
4 |
С6 |
Примерный вариант ответа: Б. Н. Ельцин — первый Президент России (с 1991 по 1999 г.). Он был партийным функционером, но во время перестройки выступил за более решительную демократизацию общества, переход к рыночной экономике, вошёл в конфликт с М. С. Горбачёвым. В июне 1991 г. Ельцин был избран президентом в первый раз. Во время августовского путча он сыграл важную роль в его подавлении, а вскоре в Беловежской пуще подписал соглашения о прекращении существования СССР. После он выступал за установление в России президентской республики. В 1993 г. Ельцин распустил Верховный Совет и подавил вооружённое сопротивление его сторонников. Это позволило ему принять новую Конституцию, по которой устанавливалась сильная президентская власть. Б. Н. Ельцин был честолюбив, любил власть, но при нём происходили демократические процессы: СМИ получили реальную свободу, появилось много возможностей для предпринимательства. Но при Ельцине едва не распалась Россия — многие субъекты перестали слушаться Центра, произошли чеченские события. При Ельцине наполнились прилавки магазинов, но большая часть населения оказалась за гранью нищеты. Особое влияние получили олигархи. При Ельцине сложились хорошие отношения с западными странами, но продолжилось падение международного престижа России. В последние годы своего президентства Ельцин почти утратил контроль над страной. 31 декабря 1999 г. он передал президентские полномочия В. В. Путину. |
||||
4 |
С6 |
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов). |
||||
Критерии оценивания |
Баллы |
|||||
К1 |
Время жизни исторического деятеля |
1 |
||||
Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель. |
1 |
|||||
В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано |
0 |
|||||
К2 |
Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т. п.) |
4 |
||||
Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т. п.) |
4 |
|||||
Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности |
3 |
|||||
Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности |
2 |
|||||
Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности |
1 |
|||||
Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа |
0 |
|||||
Максимальный балл |
5 |
|||||
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
||||||