История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Русская культура XVII в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционною уклада, русское общество начинает трансформироваться. Россия стояла на пороге Нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
В XVII в. литература расширяется во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых — мелкий служилый дворянин или купец — «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Савве Грудцыне». Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» — произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.
Литература XVII в. также была представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицини, отразившее взгляд непосредственного участника событий; «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.
Представителем придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий. С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — силлабической поэзии и драматургии. Симеон выступает в качестве первого придворного поэта. В конце 1670-х гг. появились два сборника его стихотворений — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Стихи Симеона Полоцкого торжественные, несколько тяжеловесные — явились прообразом хвалебной оды. Помимо панегирических сочинений, он писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства, гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных примеров.
К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крижанича. прибывшего в Россию в 1659 г. Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления — «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками.
Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. В 1687 г. в Москве братьям и Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии.
Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Например, «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В реальности это автобиография самого влиятельного и яркого лидера старообрядческой оппозиции Аввакума. Писалось «Житие» во время его многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был посажен за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном. Повествование ведется от первого лица. Характерная черта Аввакума — чувство своего огромного духовного превосходства.
Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. Обсуждением этих проблем занялся «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения. Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново их перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон, который мечтал установить вселенское единство православных церквей и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским образцам. По мнению его идейного противника — протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, поскольку Россия осталась единственным независимым православным государством. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума составили оппозицию «староверов», как они называли себя сами, или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви Борьба была ожесточенной — официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие.
В начале XVII в. общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой середины XVII в. является подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент — шатрами увенчивались колокольни. С 90-х гг. XVII в. в русской архитектуре происходят существенные и вменения. Появляется новый стиль — «нарышкинское (московское) барокко». Характерной чертой этого стиля было использование в до коре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко, но влияние европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693 г.), в которой традиционная для русскою деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи.
Рис. 26. Церковь Покрова в Филях
Помимо храмового строительства, ведётся строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями Московского Кремля. В 1630-х гг. на территории Кремля для Михаила Фёдоровича Романова был сооружен каменный Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов, Антин Константинов, Ларион Ушаков), а конце 1660-х — загородная царская резиденция — деревянный дворец в селе Коломенском — любимое место пребывания Алексея Михайловича.
В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиции, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублёва и Дионисия — так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора. В то же время возникает новое художественное явление — «строгановская» школа. Отличительная особенность икон строгановской школы — это их непревзойдённое изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной проработке мелких деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой.
Рис. 27. Ансамбль Кижского погоста
Рис. 28. Спасская башня Московского Кремля
Рис. 29. Теремной дворец
Рис. 30. Деревянный дворец в Коломенском
Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем Симона Фёдоровича Ушакова. Oh отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия».
Значительным явлением в изобразительном искусстве ХVII в. было возникновение портрета — парсуны. Парсуна очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.
Рис. 31. Симон Ушаков. Икона Спас Нерукотворный
Рис. 32. Парсуна с изображением М. В. Скопина-Шуйского
Рис. 33. Парсуна с изображением Ивана Грозного