Шпаргалка по отечественной истории - Зубанова С.Г. 2008


Культура России на рубеже XIX и XX вв

Культура страны конца XIX — начала XX вв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника. Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности. Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведенияхА.М. Горького(«Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.

В поэзии появляются новые течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим понятием — модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.

Символизм. Представители: В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, Д.С. Мережковский.

Для их творчества свойственно:

— провозглашение тезиса «Искусство для искусства»;

— создание в произведениях мира мечты, символов;

— стремление передать необычность своего мироощущения.

Акмеизм. Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:

— отрицание мистических устремлений символистов;

— стремление воспеть земной мир во всей многоцвет-ности и силе.

Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:

— внимание к новой поэтической форме;

— острая социальная тематика.

Изобразительное искусство

Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.

В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др. Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию. Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.

К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.

Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.

Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.






Для любых предложений по сайту: [email protected]