Битва при Молодях. Неизвестные страницы русской истории - Гапоненко Александр 2019
Послесловие
След, оставленный героями битвы при Молодях в истории русского народа, не пропадает с окончанием Смутного времени. Начатая ими борьба за консолидацию и развитие русского народа продолжается.
Долгие годы Москва вела войну с Варшавой за освобождение находившихся под ее контролем русских. По преданию, в самые тяжелые времена этой войны царь Алексей Михайлович молился заключенному в ковчеге Ивана Хворостинина Древу Креста, на котором был распят Спаситель.
В 1667 г. Москва победила Варшаву и жившие на Смоленщине, Брянщине и Левобережной Украине русские воссоединились с ядром своего народа в Московском царстве.
Решающую роль в разгроме поляков сыграли войска «нового строя», а точнее рейтары, которые удачно использовались еще за сто лет до этого в битве при Молодях. В войне с поляками, на командных позициях, активно участвуют: внук Дмитрия Ивановича Хворостинина Федор Юрьевич, правнуки — Семен и Иван, правнук Михаила Ивановича Воротынского Иван Алексеевич.
Через некоторое время к власти в Московском царстве приходит Петр I. Он относился к вере предков свысока, православную церковь превратил в разновидность института государственного управления, своего родства с русским народом не чувствовал. Соответственно, царь не обращался за поддержкой к православным реликвиям, считая, что ему нет нужды опираться на сверхъестественные силы.
В 1721 г. царь Петр I возвращает после долголетней Северной войны в состав страны земли по правому берегу Западной Двины. Большинство русских с этих земель немцы, поляки и шведы к этому времени изгнали, оставшихся ассимилировали. Царь запрещает русским селиться на вновь приобретенных землях. Зато ливонские немцы получают от него особые права власти и собственности. Образуется инородческая провинция с живущим в ней на особых правовых началах населением.
Русское по своему этническому составу Московское царство превращается после этого в многонациональную Российскую империю. В результате этого возникает новая проблема — поддержание в империи баланса сил между русскими и представителями иных этносов, наделенных к тому же элементами собственной государственности.
Войсками Петра I командовал правнук воеводы Михаила Борисовича Шейнина Алексей Семенович Шеин. За свои боевые заслуги он первым среди русских был удостоен здания генералиссимуса.
Правнук Йосифа Шафира Петр Павлович Шафиров занимал при Петре I посты руководителя целого ряда ведомств. Потом его за неблаговидные сделки отправили в ссылку, но после смерти императора вельможа опять возвращается во власть.
В Российской империи после Петра I на долгие десятилетия устанавливается власть иностранцев и инородцев. Покончить с ней помогает гвардия, сформированная из русского дворянства.
В 1764 г. к власти в стране приходит Екатерина II — этническая немка. Однако она принимает, как свою, православную веру и заботится об интересах русских подданных. Есть сведения, что она часто покланялась православным святыням, в том числе Древу Честного Креста.
Императрица начинает освоение территории Дикого поля. К тому времени оно полностью обезлюдело в результате того, что крымские татары увели в рабство или уничтожили все его население. На вновь осваиваемой территории Екатерина II основывает многочисленные русские и славянские поселения, города. Эта территория получает название Новороссия.
В 1772 г. Екатерина II включает в состав Российской империи Инфлянтское, Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства Речи Посполитой. Русское население этих воеводств воссоединяется с ядром своего народа. После трехсот лет нахождения в угнетенном положении, русские получают равные права с поляками.
Русские на воссоединённых землях оказываются сильно полонизированными, насильственно обращенными в католицизм. Императрица принимает меры по возвращению соотечественников в православную веру, русский язык в этих воеводствах вновь входит в официальное обращение, на нем ведутся занятия в открывшихся школах.
В 1783 г. Екатерина II присоединяет к Российской империи Крымское ханство и земли ногайцев. Только после этого прекращается захват кочевниками населения пограничных территорий в рабство. За период после битвы при Молодях кочевниками в рабство был уведен примерно миллион русских людей.
Русские и другие христианские народы выводятся императрицей с территории Крыма и селятся в Новороссии. После этого экономика ханства, основанная исключительно на использовании рабского труда, рушится. Основная часть татар уезжает в Османскую империю. После этого опустевший полуостров заселяется русскими людьми.
Решающую роль в освоении земель Новороссии и Крыма играет князь Григорий Александрович Потемкин, правнук смоленского городского головы Федора Илларионовича Потемкина.
В 1793—1795 гг. Екатерина II присоединяет к Российской империи Минское, Киевское, Брацлавское, Гродненское, Владимирское и Волынское воеводства, а также восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского и Подольского воеводств Речи Посполитой.
Русские на этих землях пятьсот лет подвергались притеснениям в языковой, культурной и религиозной сферах. Начинается их этническая реабилитация, но она идет крайне сложно, поскольку за прошедшее время жившие в отрыве от своего этнического ядра русские трансформировались в самостоятельные народности — белорусов и малороссов.
Императрица отменяет все привилегии, которые Петр I предоставил немцам в Прибалтике, а также другим инородцам на территории империи.
Екатерина II завершила консолидацию русского народа, включив всё его рассеяние в состав Российской империи. Одновременно при ней завершилось формирование русского народа, который стал к этому времени называться великорусским. На повестку дня встал вопрос о переходе к более высокой — национальной стадии развития русского этноса.
Однако пришедшие на смену Екатерине II императоры забыли простую мысль, которую сформулировал главный герой нашего романа Дмитрий Иванович Хворостинин: «А вот ради этих шалящих русских детей мы и собираемся биться с полчищами басурман. Сложим мы свои головы в битве, а дети останутся живы, подрастут, построят новый гуляй-город, нашьют новых тегиляев, выкуют новые сабли и пойдут на битву, чтобы и их дети могли беззаботно бегать по двору, валить друг друга в пушистые, холодные сугробы и смеяться при этом».
Властные элиты повели войны за новые территории, стали присоединять к империи чужие народы. Российская империи перестала быть государством русского народа, а сам русский этнос не смог перейти на национальную ступень развития.
В 1917 году Российская империя распалась. Пришедшая к власти в стране новая элита взяла на вооружение коммунистические духовные ценности, начала строительство советской нации, которая не имела собственных этнических корней. Инородческое население получило в рамках нового государства — СССР свои собственные административные образования.
Эксперимент оказался неудачным, инородные этносы стали стремиться отсоединиться от русских и образовать собственные государства. Это привело в 1991 г. к распаду государства советской нации — СССР.
Русские стали восстанавливать свою этничность и свою государственность в рамках России. Границы этого государства ужались до границ Московского царства времен Алексея Михайловича.
В постсоветских республиках русское население стало вытесняться за границу, подвергаться преследованию, насильственной ассимиляции.
В русской среде возник острый спрос на воевод хворостининых и воротынских, монахов иллиодоров и игуменов дормидондов, дворян пруссов и литвинов, купцов полесских и кузнецов старых.
Автор тешит себя надеждой, что его рассказ о подвигах предков, живших почти пятьсот лет тому назад, воодушевит современников и подвигнет их на новые сражения, потому что бесчисленные орды врагов уже давно собрались вместе и готовятся к походу на Русь.
В своей надежде автор исходит из установок исихастов: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Рижская центральная тюрьма, апрель-август 2018 г.