Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.
Цель урока: уяснить специфику социальной структуры российского общества в начале XX в.; сформировать представление об экономическом и политическом положении основных классов и социальных слоев населения России.
Основные знания: особенности структуры российского общества; неоднородность буржуазии, связь с государственным аппаратом, отсутствие средних слоев; специфика массового сознания российского населения; количественная и качественная характеристика пролетариата, условия его труда и быта; характеристика поместного дворянства, его неприспособленность к новым экономическим требованиям; экономическая дифференциация крестьянства, влияние общины, аграрного перенаселения; количественная и качественная характеристика чиновничества, духовенства, интеллигенции.
Основные понятия: социальная структура; социальная дифференциация; маргинализация населения; массовое сознание; личная уния; финансовая олигархия; средние слои; аграрное перенаселение; общинная психология.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 4); хрестоматия; таблица «Среднегодовые цены в 1913 г. в Москве» (эту таблицу можно поручить учащимся сделать заранее).
Названия продуктов, товаров и услуг |
Цены |
Хлеб черный (1 кг) |
5 коп. |
Хлеб белый (1 кг) |
12 коп. |
Мука ржаная (1 кг) |
6 коп. |
Мука пшеничная (1 кг) |
7 коп. |
Картофель (1 кг) |
2 коп. |
Говядина высшего сорта (1 кг) |
50 коп. |
Молоко (1 л) |
8 коп. |
Колбаса вареная (1 кг) |
35 коп. |
Колбаса копченая (1 кг) |
75 коп. |
Чай (фунт) |
1 руб. 50 коп. |
Масло растительное (1 л) |
32 коп. |
Масло сливочное (1 кг) |
70—90 коп. |
Крупа гречневая (1 кг) |
9 коп. |
Водка (1 л) |
30 коп. |
Вино (1 л) |
40 коп. |
Полуботинки мужские |
3 руб. |
Ботинки женские |
4 руб. |
Сапоги |
7 руб. |
Полушубок |
15 руб. |
Билет в Большой театр |
32 коп. |
Билет в кино |
18—20 коп. |
Визит к врачу |
20 коп. |
Плата за обучение ребенка в школе |
2 руб. в месяц |
Плата за жилье: «угол» |
1 руб. в месяц |
комната |
От 3 руб. в месяц |
комната в центре с прислугой |
11 руб. в месяц |
Сервиз фаянсовый на 12 человек |
10 руб. |
Ситец (1 м) |
18 коп. |
Сукно (1 м) |
2 руб. 80 коп. |
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 3, 4, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 12—13), а также провести проверочное тестирование.
Орган исполнительной власти Российской империи в начале XX в. назывался:
а) Совет Министров;
б) Сенат;
в) Комитет министров.
Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к:
а) введению народных представителей в органы государственной власти;
б) немедленному принятию в стране конституции;
в) сохранению самодержавной власти.
Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было:
а) разрушение крестьянской общины;
б) введение 8-часового рабочего дня;
в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.
План изучения нового материала
1. Особенности структуры российского общества.
2. Российская буржуазия.
3. Положение пролетариата.
4. Поместное дворянство.
5. Крестьянство.
6. Интеллигенция, чиновничество, духовенство.
1. Учитель называет тему урока, его план, затем просит учащихся попытаться дать определение термину «социальная структура». (Социальная структура (лат. «общественное строение») — совокупность классов и социальных групп общества.)
Учащиеся должны также вспомнить определения сословий и классов, назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества. Можно предложить выполнить задание 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 15—16).
2. Рассказ о «петербургской» буржуазии можно проиллюстрировать биографическими данными одного из видных представителей данной группировки А. И. Путилова. Перед рассказом учитель формулирует проблему: на примере А. И. Путилова выявите особенности так называемой «петербургской» буржуазии.
Алексей Иванович Путилов (1866—1929) — сын тайного советника, член консультативного Совета при Министерстве юстиции, окончил юридический факультет Петербургского университета и служил на незначительных должностях в Министерстве финансов, где обратил на себя внимание С. Ю. Витте. Путилов был назначен директором общей канцелярии министерства, а в октябре 1905 г., после того как Витте занял пост председателя Совета Министров, он становится товарищем (заместителем) министра финансов, а также заведующим Дворянским и Крестьянским поземельными банками. После отставки Витте Путилов покинул государственную службу, но сохранил тесные связи с Министерством финансов, при поддержке которого еще в 1905 г. был избран членом правления Русско-Китайского банка. В 1910 г. он стал председателем правления Русско-Азиатского банка. Состояние А. И. Путилова оценивалось шестизначной цифрой. Он был председателем или членом правлений свыше 530 акционерных предприятий, обладая наибольшим среди русских предпринимателей числом личных уний с различными фирмами.
Подводя итог ответам учащихся, учитель организует работу над понятиями «личная уния» и «финансовая олигархия».
Рассказ о московском купечестве учитель может предварить постановкой проблемы: определите различия между «московской» и «петербургской» буржуазией. («Московская» буржуазия имела купеческие корни, была связана с традиционными отраслями и формами промышленности, не имела тесной связи с государственными структурами.)
Далее учитель объясняет понятие «средние слои», их стабилизирующую роль и причину почти полного отсутствия в русском обществе, разъясняет специфику массового сознания русского населения.
Изучение проблемы меценатской деятельности как своеобразного психологического феномена можно провести в форме беседы по вопросам: что такое меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чем заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?
В процессе работы над проблемой можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью...»), помещенный в хрестоматии.
В заключение делается вывод о внутренней разобщенности и слабой организации российской буржуазии.
3. Изучение проблемы о положении пролетариата можно начать с вопросов: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? Можно зачитать документ, приведенный в конце параграфа.
Затем учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 14).
4. Изучение четвертого вопроса можно провести в форме выполнения задания 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 15). Учащимся может быть предложен вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства? В качестве иллюстрации материала учебника можно прочитать отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского «Моя жизнь. Мои современники» (Париж, 1988), помещенный в хрестоматии («Большинство помещиков дичало в глуши...»).
5. Изучение пятого вопроса можно провести методом беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 4 учебника раздел «Крестьянство», а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского «Моя жизнь. Мои современники», помещенный в хрестоматии («Крестьяне жили по-разному...»).
Затем учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: какие процессы происходили в крестьянской среде? Кого в русских деревнях называли кулаками? Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело? В чем суть понятия «общинная психология»?
6. В дополнение к материалу учебника учитель может рассказать о значительной материальной дифференциации российского чиновничества и интеллигенции и привести следующие данные:
К группе с низкими зарплатами — в среднем 30—40 руб. в месяц — относились народные учителя начальных школ, низшие служащие почты, телеграфа, железной дороги, обслуживающий медперсонал, многие актеры и пр. Положение интеллигенции на селе зависело от помощи крестьян, которые обеспечивали учителей, фельдшеров, ветеринаров жильем, отоплением, а нередко и продуктами, особенно в праздники.
К категории среднеобеспеченных относились лица с доходом в 50—150 руб. в месяц. Это были учителя казенных гимназий, чиновники средних разрядов, младшие офицеры, часть журналистов, адвокатов и др.
К лицам с высокими доходами — 160—180 руб. в месяц (более 2 тыс. руб. в год) — принадлежали профессора, большинство инженеров, высших чиновников и офицеров, преуспевающие адвокаты, журналисты, писатели. Профессора получали от 2 до 3 тыс. руб. в год, бесплатную большую квартиру, отопление, освещение, многие обеспечивались выездом (лошадьми с экипажем и упряжкой). Инженеры получали 2—4 тыс. руб. в год, полковники — 4,5 тыс., генералы — 6,7 тыс., горные инженеры, чиновники высоких рангов — 8 тыс. руб. Годовое жалованье министра финансов составляло 22 тыс. руб. в год.
В заключительной части урока учащимся дается задание: подсчитайте примерную стоимость «потребительской корзины» продуктов питания взрослого городского жителя на основе цен 1913 г. Как эти суммы соотносились с зарплатой рабочих и интеллигенции?
Задание на дом. § 4 и вопросы к нему. Задание 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 16—17). Повторить материал по новой истории (II часть) — Япония и Китай в конце XIX в.