Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
НА ПУТИ К ПОБЕДЕ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.; освободительный характер европейского похода Красной Армии; роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии; значение Крымской и Потсдамской конференций; историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Основные знания: изгнание немецких захватчиков из пределов СССР; освободительная миссия Красной Армии в Европе; особенности и значение Берлинской операции; разгром японских войск в Маньчжурии; причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена.
Основные понятия: капитуляция; депортация.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 35); хрестоматия; карты «Берлинская наступательная операция», «Война против Японии».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 3 (вып. 2, с. 69—70), 8 (вып. 2, с. 75), а также провести проверочное тестирование.
Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?
а) «Тайфун»;
б) «Цитадель»;
в) «Уран».
Какие обстоятельства способствовали победе советских войск под Сталинградом (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Мужество и героизм советских воинов;
б) просчеты немецкого командования;
в) фактор внезапности при проведении контрнаступления;
г) деморализация войск противника;
д) предательство фельдмаршала Паулюса.
Каково было значение Сталинградской битвы?
а) Развеяла миф о непобедимости германской армии;
б) положила конец наступательным операциям вермахта;
в) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной и Второй мировой войне.
Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?
а) Январь 1943 г.;
б) июль 1943 г.;
в) январь 1944 г.
Когда и где состоялось самое крупное в истории встречное танковое сражение?
а) 18 декабря 1942 г. в районе Котельниково;
б) 12 июля 1943 г. в районе Прохоровки;
в) 17 августа 1943 г. на Сицилии.
Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск?
а) Изматывание противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление;
б) опережающее наступление советских войск;
в) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом противника.
Каково было главное значение Курской битвы?
а) Закрепила окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования;
б) положила начало формированию антигитлеровской коалиции;
в) укрепила международный авторитет СССР.
За какую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?
а) Освобождение Орла;
б) форсирование Днепра;
в) освобождение Киева.
План изучения нового материала
1. Изгнание немецких захватчиков из пределов СССР.
2. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе.
3. Крымская конференция.
4. Падение Берлина.
5. Потсдамская конференция.
6. Разгром японских войск в Маньчжурии.
7. Причины победы, ее итоги и цена.
1. Изучение первого вопроса начинается с анализа таблицы «Соотношение сил сторон на советско-германском фронте к лету 1944 г.» (задание 1 на с. 75 в рабочей тетради, вып. 2). Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Как вы думаете, какие стратегические задачи могло теперь решать советское командование? Затем учитель рассказывает об изгнании немецких захватчиков с территории СССР. Учащиеся заполняют таблицу (задание 2 на с. 76 в рабочей тетради, вып. 2).
2. Изучение второго вопроса можно начать с обсуждения проблемы. Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? Аргументируйте свой ответ.
Затем учащиеся читают соответствующий раздел учебника и заполняют таблицу «Освободительная миссия Красной Армии в Европе» (задание 3 на с. 77 в рабочей тетради, вып. 2).
3. Третий вопрос учитель излагает, опираясь на текст учебника. Учащиеся продолжают заполнение таблицы «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.».
4. Вопрос о падении Берлина можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение задания 4 (вып. 2, с. 77—78) в рабочей тетради. Целесообразно зачитать выдержку из акта о военной капитуляции, помещенную в хрестоматии.
5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 35 и продолжая заполнять таблицу «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.».
6. Шестой вопрос учитель излагает, опираясь на текст учебника. Можно также предложить учащимся выполнить задание 8 (вып. 2, с. 82) в рабочей тетради.
7. Седьмой вопрос можно изучить методом беседы по вопросам: каковы, на ваш взгляд, причины победы советского народа в Великой Отечественной войне? Каково историческое значение победы советского народа? Как вы понимаете выражение «цена победы»? Какую цену заплатил советский народ за свою победу?
Подводя итог ответам учащихся, учитель может использовать данные из статистического исследования «Гриф секретности снят» (М., 1993).
По результатам исследований, проведенных Управлением статистики населения Госкомстата СССР и Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ, общие прямые потери страны за все годы Отечественной войны оцениваются почти в 27 млн человек. В их числе убитые в бою и умершие от ран военнослужащие и партизаны, умершие от голода и болезней, погибшие во время бомбежек, артиллерийских обстрелов и карательных акций мирные советские граждане, расстрелянные и замученные в концентрационных лагерях военнопленные, подпольщики-патриоты.
Потери войск действующих фронтов и армий, понесенные в первые месяцы войны, а также в тех случаях, когда донесения о них не поступали (приграничные сражения, Киевская, Крымская, Харьковская оборонительная и некоторые другие операции), определены расчетным способом.
Жертвы первых дней войны оказались велики, а неожиданно обрушившаяся трагедия, вызвавшая нарушения управления и связи, привела к тому, что порой штабам было не до учета потерь. Поэтому при обобщении этих данных использованы сведения о списочной численности личного состава соединений и объединений, фактически разгромленных противником или оказавшихся в окружении, а также архивные материалы немецкого военного командования.
По результатам подсчетов, за годы Великой Отечественной войны (в том числе и за кампанию на Дальнем Востоке против Японии в 1945 г.) общие безвозвратные демографические потери (убито, пропало без вести, попало в плен и не вернулось из него, умерло от ран, болезней и в результате несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн 668 тыс. 400 человек. ...Однако с военно-оперативной точки зрения в ходе Великой Отечественной войны с учетом пропавших без вести и оказавшихся в плену из строя безвозвратно выбыло 11444,1 тыс. военнослужащих...
Анализ некоторых архивных материалов и публикаций в советской и зарубежной печати, характеризующих военный ущерб во Второй мировой войне, показывает, что общие людские потери вооруженных сил фашистской Германии равны 13 448 человек. ...При этом безвозвратные потери на советско-германском фронте составили 6923,7 тыс. человек.
Союзники Германии (Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия) на советско-германском фронте потеряли (безвозвратно) 1725,8 тыс. человек.
Таким образом, людские потери Германии, а также ее союзников, воевавших в Европе против Советского Союза, были весьма значительными, не говоря уже о полном разгроме и капитуляции их вооруженных сил. Только безвозвратные потери составили 8649,5 тыс. человек...
Сведения о числе немецких военнопленных имеются в советских архивах. Так, по отчетно-статистическим данным, обобщенным в Генеральном штабе, количество пленных, захваченных нашими войсками на советско-германском фронте, составляет 3777,3 тыс. человек.
Кроме того, Квантунская армия Японии в период боевых действий против Советского Союза (август — сентябрь 1945 г.) потеряла убитыми 83,7 тыс. человек и пленными 640,1 тыс. человек...
Превышение указанных потерь советских войск связано в основном с первым периодом Великой Отечественной войны, в течение которого сказывались фактор внезапности нападения фашистской Германии на СССР и просчеты советского военно-политического руководства, допущенные накануне и в начале войны.
Задание на дом. § 35 и вопросы к нему. Задания в рабочей тетради 5 (с. 79), 7 (с. 81), 10 (с. 83—84), 11 (с. 84—85) (вып. 2). Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.