Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ГЕРМАНСКОЕ НАШЕСТВИЕ. ТРАГИЧЕСКОЕ НАЧАЛО - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский «поход на Восток» не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны; сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
Основные знания: периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ход оборонительных сражений под Москвой.
Основные понятия: Великая Отечественная война; периоды Великой Отечественной войны; начальный период войны.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 31); хрестоматия; таблица; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (22. 06. 1941 г. — 18. 11. 1942 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 7 (с. 42), 8 (с. 42—43) в рабочей тетради (вып. 2), а также провести проверочное тестирование.
Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 г.?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
в) Бессарабия;
г) Варшавское воеводство.
Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
а) Бессарабия и Северная Буковина;
б) Литва;
в) Латвия;
г) Эстония.
Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?
а) К. Е. Ворошилов;
б) Г. К. Жуков;
в) С. К. Тимошенко.
Какие обстоятельства обусловили неудачи Красной Армии в войне с Финляндией?
а) Сложные погодные условия;
б) низкая подготовка командного состава;
в) помощь Финляндии западных государств;
г) слабая оснащенность войск современной военной техникой.
Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) Введение советских войск на территорию Польши;
б) нападение СССР на Финляндию;
в) заключение СССР договора с Германией.
Какие изменения в трудовом законодательстве произошли в предвоенные годы (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Введение уголовного наказания за прогулы;
б) введение 10-часового рабочего дня;
в) отмена выходных дней;
г) введение 8-часового рабочего дня;
д) введение 7-дневной рабочей недели.
О чем шла речь в заявлении ТАСС от 14 июня 1941 г.?
а) О беспочвенности слухов о возможной войне между СССР и Германией;
б) о переводе военных округов в полную боевую готовность;
в) о неизбежности войны с Германией.
План изучения нового материала
1. Вторжение немецких войск на территорию СССР. Периоды Великой Отечественной войны.
2. Первые мероприятия Советского правительства по организации отпора врагу.
3. Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Причины неудач Красной Армии.
4. Битва под Москвой.
1. Перед объяснением нового материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: когда и какими действиями началась Вторая мировая война? Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 г.? Когда Гитлер начал разрабатывать план нападения на СССР? Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства? После ответов можно заслушать небольшое сообщение о Рихарде Зорге. Затем учитель создает проблемную ситуацию: как вы думаете, почему Сталин не прислушался к предупреждениям советских разведчиков? Отвечая на вопрос, учащиеся выполняют задание 1 (вып. 2, с. 43) в рабочей тетради.
Рассказ о вероломном нападении Германии на СССР сопровождается показом на карте трех направлений, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск и их сателлитов. Учитель подчеркивает, что вместе с Германией против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия. Затем учитель спрашивает: почему война советского народа против Германии получила название Великой Отечественной? Выслушав ответы учащихся, учитель рассказывает о периодизации Великой Отечественной войны.
2. Второй вопрос может быть рассмотрен путем беседы. Учащиеся читают соответствующий раздел учебника и выдержки из заявления Советского правительства, сделанного 22 июня 1941 г., и отвечают на следующие вопросы: какие меры предприняло советское руководство для отражения германской агрессии? Чем объяснить тот факт, что Великобритания и США, несмотря на тесное сотрудничество СССР с Германией в 1939—1940 гг., сразу же после начала Великой Отечественной войны заявили о полной поддержке советского народа и оказании ему военно-технической и экономической помощи?
3. Изучение третьего вопроса проводится сочетанием различных методов: рассказ учителя, выступления учащихся с подготовленными дома сообщениями и заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте» в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — ноябрь 1941 г.):
Дата |
Сражение |
Результаты и значение сражения |
Рассказывая об установлении блокады Ленинграда, можно предложить учащимся обсудить проблемное задание 4 (вып. 2, с. 46) в рабочей тетради.
Можно также предложить для обсуждения проблемный вопрос: в чем заключались, на ваш взгляд, причины неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о репрессивных методах, к которым прибегнул Сталин. Целесообразно обсудить задание 5 (вып. 2, с. 47) в рабочей тетради (анализ текста приказа № 270).
4. Об оборонительном периоде битвы под Москвой учитель рассказывает, используя карту. В ходе объяснения нового материала учащиеся продолжают заполнять таблицу, а также выполняют задание 8 (вып. 2, с. 49) в рабочей тетради.
В заключение урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы: каковы итоги первого периода Великой Отечественной войны? Удалось ли немецким войскам осуществить планы фюрера? Как вы думаете, почему?
Задание на дом. § 31 и вопросы к нему. Задания 2 (с. 44), 3 (с. 44—45), 9 (с. 50) в рабочей тетради (вып. 2).