Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)
Цель урока: уяснить, что основным противоречием нэпа было несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жесткого авторитарного режима; понять причины, предпосылки и принципы построения СССР; уяснить суть борьбы за власть в большевистском руководстве и причины возвышения И. В. Сталина.
Основные знания: эволюция взглядов В. И. Ленина на сущность нэпа; содержание резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии»; утверждение однопартийной политической системы; причины, предпосылки и принципы построения СССР; сущность авторитарного режима; основные этапы борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина.
Основные понятия: однопартийная система; авторитарный режим; «план автономизации»; федерация; унитарное государство.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 21); хрестоматия, карта «Образование СССР (1922—1940 гг.)».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 7 (с. 92), 8 (с. 92—93), 11 (с. 95) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.
Почему события весны 1921 г. были оценены В. И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти»?
а) Потому что против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций;
б) потому что была создана крупная эсеро-меньшевистская организация;
в) потому что против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие и моряки Кронштадта.
Какие из перечисленных ниже мероприятий были характерны для новой экономической политики?
а) Введение продразверстки;
б) денационализация промышленных предприятий;
в) создание концессий;
г) формирование рынка рабочей силы;
д) введение продналога;
е) поголовная национализация промышленных предприятий.
В каком секторе народного хозяйства в годы нэпа преобладал частный капитал?
а) В тяжелой промышленности;
б) в легкой промышленности;
в) в торговле.
В период нэпа в Петрограде было создано всего лишь шесть совместных предприятий (концессий). Почему не было притока иностранного капитала в нашу страну?
а) Иностранные предприниматели считали нестабильной экономическую и политическую ситуацию в стране;
б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»;
в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.
Как назывались созданные в годы нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости?
а) Кооперативы;
б) синдикаты;
в) тресты.
Какой процесс стал ведущим в деревне в период нэпа?
а) Рост кулацких хозяйств;
б) рост середняцких хозяйств;
в) рост бедняцких хозяйств.
План изучения нового материала
1. Политический смысл нэпа.
2. Формирование однопартийной политической системы.
3. Образование СССР.
4. Борьба за власть в большевистском руководстве. Возвышение И. В. Сталина.
1. Первый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся выполняют задания 1 (с. 95) и 2 (с. 96) в рабочей тетради (вып. 1).
2. Второй вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя и выполнения задания 4 (вып. 1, с. 97) в рабочей тетради.
3. По вопросу образования СССР возможна организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, исторической картой и рабочей тетрадью (вып. 1, задания 5, 6 (с. 98), 7 (с. 99), 9 (с. 101)).
4. Четвертый вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника. Объяснение сущности авторитарного режима, существовавшего в СССР в 20-е гг., целесообразно сопровождать заполнением схемы в рабочей тетради на с. 100 (вып. 1, задание 8). Можно дополнить материал учебника рассказом о болезни Ленина и содержании так называемого ленинского «Завещания».
Внутрипартийная борьба. В мае 1922 г. тяжело заболел В. И. Ленин. Только в начале октября он начал постепенно возвращаться к делам, но в декабре новый приступ болезни вновь вывел его из строя. Врачи разрешали ему работать лишь несколько минут в сутки. Одним из главных вопросов, волновавших Ленина на пороге смерти, был вопрос о своем преемнике. С 23 по 25 декабря 1922 г. он диктует «Письмо к съезду», названное позже ленинским «Завещанием». В письме он дал характеристику шести членам ЦК, из которых выделил двух самых выдающихся вождей ЦК — Сталина и Троцкого. Однако Ленин считал, что соперничество между ними может привести партию к расколу. Он выразил неуверенность в том, что Сталин, занимая пост генсека и сосредоточив в своих руках необъятную власть, сможет всегда достаточно осторожно пользоваться ею. Через десять дней в добавлении к «Письму...» Ленин высказался еще более резко и прямолинейно: «Сталин слишком груб, и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю... назначить на это место другого человека...» Впрочем, весьма значительные недостатки, препятствующие единоличному управлению партией, Ленин отметил и у других членов ЦК. Опасения Ленина во многом оправдались.
Рассказывая о смерти Ленина и о ленинском призыве в партию, учитель задает вопросы: какова была цель ленинского призыва в партию? Как вы думаете, к каким последствиям привело изменение численного и социального состава РКП(б)? Почему инициатором этого акта выступил именно И. В. Сталин?
Рассказав о партийной борьбе, учитель задает уточняющий вопрос: являлись ли внутрипартийные разногласия спором о путях дальнейшего развития страны или же это была борьба за власть? Выслушав ответы учащихся, можно спросить, почему в этой борьбе победу одержал Сталин.
Заключительным этапом урока может стать дискуссия: согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?
Задание на дом. § 21 и вопросы к нему.