Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.
Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.
Основные понятия: ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм.
Оборудование урока: альбомы по искусству; портреты ученых, артистов, художников, поэтов; пластинки и записи Ф. И. Шаляпина; цветные вклейки учебника; рабочая тетрадь (вып. 1, § 11); хрестоматия.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 1, 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 39), а также провести проверочное тестирование.
Какое событие 1915 г. председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования?
а) Создание Прогрессивного блока;
б) арест военного министра В. А. Сухомлинова;
в) принятие Николаем II обязанностей Верховного Главнокомандующего.
Прогрессивный блок — это:
а) организация прогрессивно мыслящей творческой интеллигенции;
б) научно-техническое общество;
в) межпартийная коалиция депутатов Думы и Государственного совета.
Какое политическое требование выдвинул Прогрессивный блок?
а) Немедленное окончание войны;
б) замена самодержавной монархии демократической республикой;
в) создание правительства, ответственного перед Думой, из предложенных Думой кандидатов.
Кто из политических деятелей принимал участие в убийстве Распутина?
а) П. Н. Милюков;
б) В. М. Пуришкевич;
в) В. В. Шульгин.
Кто из высших российских чиновников был в 1915 г. отдан под суд за неподготовленность русской армии к войне?
а) Военный министр В. А. Сухомлинов;
б) управляющий Министерством путей сообщения А. Ф. Трепов;
в) министр императорского двора В. Б. Фредерикс.
План изучения нового материала
1. Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров.
2. Достижения науки.
3. Русская философия в поисках общественного идеала.
4. Литература: новые поэтические течения.
5. Особенности русской живописной школы начала XX в.
6. Скульптура.
7. Архитектура.
8. Музыка, балет, театр, кинематограф.
1. Проблему духовного состояния русского общества учитель излагает, опираясь на материал учебника. Раскрывая суть социокультурного феномена Серебряного века, он объясняет, что понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Для создания проблемной ситуации учитель предлагает учащимся объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком.
2. Вопрос о достижениях русской науки начала XX в. учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел учебника, и выполняют задания 1, 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 43).
3. Третий вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника. Затем учащиеся под руководством учителя разбирают задание 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 43—44) и отвечают на вопрос: почему начало XX в. было названо золотым веком русской философии?
4. Начиная изложение материала о достижениях русской художественной культуры, учитель формулирует проблему: определите общие тенденции, характерные для всех направлений художественной культуры начала XX в., и их принципиальное отличие от художественных традиций XIX в.
Четвертый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника и привлекая очень красочный отрывок из воспоминаний поэта В. А. Пяста, помещенный в хрестоматии, который поможет воссоздать жизнь и творческую атмосферу поэтической богемы начала XX в. Во время рассказа можно использовать материалы заданий 4, 5 из рабочей тетради (вып. 1, с. 44—45), а также сборники поэтов Серебряного века.
5, 6, 7. Рассказ об особенностях русской живописной школы начала XX в., скульптуры и архитектуры сопровождается работой с иллюстрациями учебника (5-е изд.) или имеющимися у учителя репродукциями, а также выполнением задания 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 46). Если позволяют технические возможности (наличие в школе компьютера), то настоятельно рекомендуется воспользоваться на уроке компьютерным вариантом учебника.
8. При освещении восьмого вопроса желательно также использовать компьютерный вариант учебника. Если подобной возможности нет, вопрос излагается учителем в пределах материала учебника. Затем учащиеся выполняют задания 7, 8 в рабочей тетради (вып. 1, с. 46—47).
В заключение учащиеся дают ответы на проблемный вопрос. Можно также предложить разгадать кроссворд, помещенный в рабочей тетради (вып. 1, с. 47).
Задание на дом. § 11 и вопросы к нему. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.