Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. КАНАДА — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: дать поэтапную характеристику политического и социально-экономического развития США после войны; охарактеризовать внешнюю политику США от Г. Трумэна до Б. Обамы.
Развивающая: дать объективную оценку действиям США на мировой арене в послевоенный период.
Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, уважительного отношения к стремлению народов к национальной независимости.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карта, схема, таблица, иллюстрации.
План изучения темы:
1. Политическое и социально-экономическое развитие США после Второй мировой войны в период администрации Г. Трумэна.
2. Основные направления послевоенной государственной политики. США в 50-60-х годах XX в.
3. США при президенте Дж. Кеннеди — начало 60-х годов XX в.
4. Президент Л. Джонсон. Борьба с бедностью — 1964—1967 гг.
5. Президент Р. Никсон. Новая экономическая политика — 1972—1974 гг.
6. Президент Р. Рейган. “Рейганомика” — 1980—1988 гг.
7. Политическая борьба между республиканцами и демократами (1988—2004 гг.). Президенты Дж. Буш- старший, Б. Клинтон и Дж. Буш-младший.
8. Республика Казахстан и США.
1. При объяснении нового материала учащимся задаются вопросы по истории США XIX в. и на основе ответов закрепляются их знания, так как репродуктивный метод способствует углубленному усвоению нового материала.
Вопросы для учащихся:
1. В чем причина экономического кризиса США после Первой мировой войны?
2. С какими странами и почему обострились отношения США?
3. Начиная с какого года стали налаживаться отношения между США и СССР?
4. Каковы цели “нового курса” Ф. Рузвельта?
5. Когда был принят Закон о нейтралитете? Каковы были его цели?
Схема 7
Вопросы можно задавать, используя географическую карту.
2. По готовым схемам (схемы 7—10) совершается “путешествие” в США 50-х годов. Делается обзор истории США после Второй мировой войны. Обозреватель, или учитель, подчеркивает, что хотя послевоенная экономика Штатов испытывала застой, однако она не избежала периодических кризисов.
Надо рассказать о рабочем движении в 1945—1946 гг., раскрыть суть акции рабочего закона Тафта—Хартли, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Г. Трумэна, приведшего к власти Ф. Рузвельта.
3. Пользуясь схемой 8, рассказать об основных направлениях послевоенного развития США.
Схема 8
4. Раскрывается содержание курсов-программ руководителей государства.
Программа Л. Джонсона (1964—1968 гг.) (схема 9).
Схема 9
Для лучшего запоминания можно предложить просмотр кинофрагментов.
Схема 10
Движение чернокожих американцев против дискриминации. Рассказав, что лидером этого движения был Мартин Лютер Кинг, нужно подчеркнуть, что оно носило ненасильственный характер и проявлялось в форме мирного процесса на юге страны.
На следующем этапе урока нужно рассказать о том, что в 70-х годах в США, как и во всем мире, произошли крупные структурные изменения в экономике, вызванные новым витком научно-технической революции, сменой вех экономической и социальной политики.
Изменения при президентстве Р. Никсона (схема 11).
Схема 11
В результате:
1. В течение пяти лет произошло неоднократное повышение пенсий и пособий.
2. Семьям с низкими доходами было предоставлено право на специальное государственное пособие.
3. Введена система продовольственной помощи.
4. Жесткая антипрофсоюзная политика.
5. Положен конец войне во Вьетнаме.
6. Подписано временное соглашение в области ограничения систем противоракетной защиты.
В 1970 г. президентом страны был избран кандидат от Демократической партии Джимми Картер. Стоит подчеркнуть, что при нем в американо-советских отношениях произошло важное событие — в 1979 г. было подписано Соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).
Далее учитель рассматривает вопросы политики Р. Рейгана (“рейганомика”) в 1980—1988 гг. в социально-экономической области и внешней политике (табл. 21).
Таблица 21
“Рейганомика” (1980—1988 гг.)
В социально-экономической области |
В области внешней политики |
1. Сокращение бюджетных расходов. 2. Жесткая монетарная политика. 3. Была сокращена сфера государственного регулирования экономики. 4. Отказ от контроля над ценами. 5. Уровень налогов снизился от 50 до 28%. 6. Увеличился объем инвестиций. 7. Путем внедрения новых технологий и научных разработок с 1983 г. американская экономика выходит из кризиса. 8. Грубо подавлена забастовка авиадиспетчеров, профсоюз которых был упразднен. |
Резкое ухудшение отношений с СССР началось после ввода советских войск в Афганистан 1981 г. — “Звездные войны”: введение в Польше чрезвычайного положения, обострились американо-советские отношения, что нашло отражение в размещении в Европе американских ракет средней дальности и крылатых ракет. 1986 г. — в Рейкьявике (Исландия) состоялась встреча руководства СССР и США, что положило начало разрядке международной напряженности. 1987 г. — в Вашингтоне был подписан Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. |
Учитель напоминает, что на президентских выборах 1988 г. победу опять одержали республиканцы. Новый президент Дж. Буш, бывший при Р. Рейгане вице-президентом, продолжил политику своего предшественника.
В 1992—2000 гг. кресло президента занимал демократ Билл Клинтон. При нем в США безработица снизилась до самого низкого уровня за последние 25 лет. Среди законодательных актов можно отметить Закон о страховании. На президентских выборах в 2000—2004 гг. победу одержал республиканец Дж. Буш-младший. Его администрация осуществила антитеррористические акты в Афганистане (2001 г.) и Ираке (2003 г.), где были свержены режимы талибов и Саддама Хусейна.
Кроме того, можно напомнить учащимся, что в ноябре 2004 г. Дж. Буш-младший вновь был избран президентом на второй срок.
Для закрепления изученного материала дать на дом задание записать данные в виде схем.