Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — САМАЯ КРУПНАЯ ТРАГЕДИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Цели урока:
Образовательная: раскрыть причины и характер Второй мировой войны как империалистической и захватнической со стороны ее зачинщиков; рассмотреть основные этапы войны, итоги и последствия; показать роль СССР в создании антифашисткой коалиции и разгроме фашизма.
Развивающая: учить объективно оценивать исторические события и давать правильную оценку роли государств во Второй мировой войне.
Воспитательная: воспитание патриотизма, гуманизма, миролюбия, неприятия идей расизма и человеконенавистничества, уважения к памяти борцов против фашизма, гордости за подвиги соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: характер войны, “молниеносная война” (блицкриг), коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция.
План изучения темы:
1. Нападение Германии на Польшу. “Странная война”.
2. Военные действия Германии и Италии против Англии.
3. Великая Отечественная война Советского Союза.
4. Антифашистская коалиция. Декларация Объединенных Наций.
5. Изменения в ходе войны.
6. Открытие Второго фронта в Европе. Начало освобождения государств Восточной и Юго-Восточной Европы от фашизма.
7. Капитуляция Германии и Японии. Освобождение народов Юго-Восточной Азии.
8. Изменение соотношения сил на международной арене.
Тему можно изучить по следующим вариантам.
1-й вариант. Учитель проводит традиционный урок.
Объяснить материал по тексту учебника. После ознакомления учащихся с материалом учитель в процессе беседы анализирует его содержание.
Учащиеся определяют причины и характер войны.
Ученики разделяются на несколько групп, которым даются обозначенные задания. Учитель вкратце рассказывает о начале войны и дает характеристику ее основных этапов.
Затем слово предоставляется группам, выполняющим одно из следующих предварительных заданий.
1) Начертить схему “Основные направления военных действий в 1938—1940 гг., 1941—1942 гг., конце 1942—1943 гг., 1944—1945 гг.” Обозначить по схеме 4 участки воюющих стран в основных сражениях и их хронологию.
Схема 4
Основные направления военных действий в 1938—1940 гг. (образец схемы)
2) Установить по картам и тексту учебника участие отдельных стран в военных действиях (Англия, США, Франция, Япония, Германия, СССР), составить хронологическую таблицу. В зависимости от содержания темы учитель вправе составить задания по-другому. Групповые задания развивают способности учащихся к самостоятельной работе и их мыслительную деятельность.
2-й вариант. Занятие проводится в виде семинара.
Использование данной формы оправдано тем, что учащиеся обычно достаточно хорошо знакомы с историческим материалом. Поэтому основное внимание на уроке можно уделить рассмотрению не боевых действий, а различных направлений деятельности стран в годы войны и их оценке.
Учащимся предлагаются план семинарского занятия (см. план урока), список литературы, а также дополнительное задание: проанализировать одно из литературных произведений или кинофильмов о Второй мировой войне с точки зрения объективности отраженных в нем событий и написать аргументированный отзыв о нем. Подготовленные отзывы обсуждаются на завершающем этапе урока.
По отдельным вопросам учащимся предлагаются темы для дополнительных докладов:
1. Позиции СССР в 1939—1940 гг. И. В. Сталин и война.
2. Изменения в стратегии и тактике ведения боевых действий, использовании военной техники во Второй мировой войне.
3. Помощь стран Запада СССР в годы войны. Поставки по ленд-лизу, их масштабы и значение.
4. Выдающиеся личности Второй мировой войны (Ш. де Голль, У. Черчилль, Д. Эйзенхауэр и др.).
Вопросы семинарских занятий раздаются учащимся незадолго до их начала. Предлагается список литературы. Учитель дает подробный инструктаж по теме.
Домашнее задание: ответить на вопросы в конце § 21, сделать обобщающие выводы; используя учебник и хрестоматию, подготовить сообщения “План Барбаросса” и “Решения Крымской конференции”.
Вопросы семинара:
1. Причины начала Второй мировой войны. Политика Германии и СССР в 1939—1940 гг.
2. Поворот в ходе Второй мировой войны: Московская, Курская, Сталинградская битвы.
3. Образование антифашистской коалиции. Международные конференции.
4. Факторы, обеспечившие победу СССР и ее союзников. Хронологические рамки Второй мировой войны. Ее итоги.