Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ИРАН. АФГАНИСТАН - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть особенности политического и экономического развития Ирана в период между двумя мировыми войнами; показать интересы Англии и СССР к Ирану; раскрыть роль Р. Пехлеви в истории государства; охарактеризовать внутреннее и внешнее положение Афганистана в 1918—1945 гг.; сравнить политику Амануллы и династии Надир шаха.
Развивающая: учить методам сравнительного анализа на примере развития государств.
Воспитательная: воспитывать уважение к стремлению народов к независимости и демократии.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты Первой и Второй мировых войн, “Политико-экономическая карта Ирана”, “Политико-экономическая карта Афганистана”.
Методы обучения: беседа, вопрос-ответ, анализ документов, работа с текстом, групповая работа.
План изучения темы:
1. Положение Ирана в конце Первой мировой войны.
2. Развитие национально-освободительного движения.
3. Политико-экономическое развитие Ирана в 1921— 1945 гг.
4. Афганистан в 1918—1945 гг.:
а) реформаторские действия в 1919—1928 гг.;
б) положение страны в 30-х годах.
Основные понятия: нейтральная политика, национально-освободительное движение, дженгели, белогвардейские группы, Коммунистический интернационал, социалистическое строительство, организация “Молодые афганцы”, Закон об упразднении рабства, центральное правительство, упрочение правительственной власти.
Основные события:
• Подписан англо-иранский договор — 9 августа 1919 г.
• Провозглашена Республика Гилян — 5 июня 1920 г.
• Установлена власть Р. Пехлеви — 1925—1941 гг.
• Реформаторские действия Амануллы шаха в Афганистане — 1919—1928 гг.
• Провозглашение Закона об упразднении рабства — 1921 г.
Проверка домашнего задания по вопросам в конце предыдущей темы.
1. Преподаватель делает краткий обзор положения Ирана в годы Первой мировой войны и напоминает о том, что страна придерживалась политики нейтралитета. Используя карту Первой мировой войны и карту-схему Ирана, рассказать о вторжении турецких войск в 1914 г., разделении Ирана на две зоны согласно англо-российскому договору 1915 г. Показать на карте районы Ирана, где находились оккупационные войска трех иностранных государств в 1921 г.
2. По заданию учителя учащиеся в устной форме должны подготовить ответ на следующий вопрос: каковы сходные черты и различия национально-освободительного движения в Иране и Индии (причины, движущие силы, руководители, продолжительность и результаты)?
Остановиться на особенностях гражданского движения иранского народа против иностранных захватчиков. Обратить внимание учащихся на действия Англии и России в стране. Дать разъяснение по следующим вопросам: о вторжении Англии в Иран, англо-иранском договоре от 9 августа 1919 г., попытках организации правительством СССР социалистической революции в Иране и их провале.
3. Проанализировать внутреннюю и внешнюю политику правительств, пришедших к власти после подавления освободительного движения 1918—1922 гг.
Экономическая политика правительства Реза шаха:
1) забота о мелких и средних капиталистических предприятиях;
2) развитие государственных предприятий;
3) строительство железнодорожных путей;
4) англо-иранская нефтяная компания начала производить нефть.
Внешняя политика правительства Реза шаха:
1) сближение с гитлеровской Германией;
2) страна не приняла предложения СССР и Англии;
3) Иран был оккупирован советскими и английскими войсками.
Преподаватель пишет на доске схему и разъясняет ее, а затем поручает учащимся записать ее в тетради.
Учащимся дается задание ответить на вопрос: каковы были причины ввода войск СССР и Англии на территорию Ирана?
4. По истории Афганистана преподаватель дает следующие сведения. В V в. до н. э. на территории современного Афганистана появилось рабовладельческое государство. В связи с господством в Афганистане Арабского халифата здесь распространилась исламская религия. В средние века на территории Афганистана сменилось несколько государств. В VI—VIII вв. образовалось централизованное государство. В ХIII в. монгольское нашествие нанесло значительный урон афганскому народу. В XVI—XVII вв. афганские племена объединились в борьбе против Индии и Ирана. Две войны против Англии (1838—1842 гг. и 1878— 1880 гг.) вылились в широкомасштабное народное восстание. Англия осуществляла контроль над внешней политикой Афганистана. Усилилось вмешательство английских капиталистов в экономику страны. Афганистан частично превратился в колонию Англии. В начале ХХ в. в стране стала нарастать национально-освободительная борьба, подготовившая основу для независимости Афганистана. 21 февраля 1919 г. к власти пришел представитель организации “Молодые афганцы” эмир Аманулла хан. 28 февраля 1919 г. была провозглашена независимость Афганистана. Следует обратить внимание учащихся на большие изменения, происходившие в только что обретшем независимость Афганистане. Особо важное значение приобретают Закон об упразднении рабства 1921 г. и Конституция 1928 г. Учащиеся могут прочитать текст учебника и назвать реформы Амануллы хана.
Задание 1-й группе: рассказать о социальных изменениях.
Задание 2-й группе: рассказать об экономических изменениях.
Задание 3-й группе: рассказать о военных изменениях. Преподаватель проверяет выполнение задания учащимися, делает анализ и останавливается на прогрессивных сторонах реформы, объясняя, что из-за слабости ее социальной основы она не смогла получить дальнейшей реализации.
Следующий вопрос, заслуживающий внимания, — приход к власти династии Надир шаха и проводимая им внутренняя и внешняя политика. Пришедшая к власти династия Надир шаха стремилась укрепить центральное правительство — такая политика отвечала интересам помещиков и групп национальной торговой буржуазии.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Против каких иностранных держав были направлены национально-освободительные движения в Иране и Афганистане?
2. С какими государствами были установлены стабильные внешние связи Ирана и Афганистана?
3. Какие политические группы пришли к власти в Иране и Афганистане перед Первой мировой войной?
Домашнее задание, ответить на вопросы 1, 3, 4 по теме “Иран” и вопросы 1, 2, 3 по теме “Афганистан”; назвать положительные стороны национально-освободительного движения.