Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
КИТАЙ. МОНГОЛИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать внутреннее и внешнее положение Китая между двумя мировыми войнами; раскрыть общенародный, антиимпериалистический характер революционного движения 20-х годов; раскрыть причины гражданского противостояния 20—30-х годов и распространения социалистических идей; дать характеристику политического и экономического развития Монголии в 1918—1940 гг.; показать демократический характер реформ 1924—1940 гг.
Развивающая: развивать навыки аналитического мышления при характеристике исторических событий и деятельности выдающихся личностей.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости и демократии.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карта революционного движения в Китае, атлас-карта, карты “Вторая мировая война”, “Монгольская Народная Республика”; иллюстрации: “Сунь Ят-сен, Сухэ-Батор”; кинофильм “Последний император”, посвященный истории Маньчжурии и Китая (по возможности).
План изучения темы:
1. Китай после Первой мировой войны.
2. Образование Китайской коммунистической партии — 1920—1922 гг.
3. Национальная революция в Китае — 1925—1927 гг.
4. Начало вооруженной борьбы между гоминьданом и коммунистами.
5. Борьба китайского народа против японской агрессии — 1937—1945 гг.
6. Политико-экономическое развитие Монголии в 1918—1924 гг.
7. Экономические реформы — 1924—1940 гг.
Основные понятия: антиимпериалистическое движение, Национальная революционная армия, Национальное правительство, Национальный фронт, правительство Чан Кайши, КПК Центральное рабоче-крестьянское правительство, Единый национальный фронт, Монгольская народная партия, МНР, Монгольский Великий Хурал.
Основные события:
• Антиимпериалистическое движение в Китае — 4 мая 1919 г.
• Сунь Ят-сен объявлен президентом Китайской Республики — 1921 г.
• Началась Национальная революция — 30 мая 1925 г.
• Объявлен поход на Север — 1926—1927 гг.
• Сформировалось Центральное рабоче-крестьянское правительство — ноябрь 1931 г.
• Сформирован Единый антияпонский фронт — 1937 г.
• Подписано советско-китайское соглашение — август 1937 г.
• Образовалась Монгольская народная партия — 1921 г.
• Объявлена МНР — 1924 г.
• В Монголии закрылись монастыри — 1934 г.
• Монгольский алфавит переложен на кириллицу — 1940 г.
Учитывая сложность занятия, не обязательно полностью проверять домашнее задание, можно задавать вопросы по ходу урока, связывая материалы пройденной и новой тем.
1. Каков характер экономического развития Китая в начале ХХ в.?
2. Каково содержание программы Сунь Ят-сена?
3. Каковы задачи и движущие силы буржуазно-демократической революции 1911—1913 гг.?
4. Какие задачи реализовала революция?
1. Первый вопрос темы учащиеся легко осваивают. По его содержанию они готовятся ответить на вопросы:
1. Каким было политическое положение Китая после Первой мировой войны?
2. Какова характеристика “Движения 4 мая” 1919 г.?
Для конкретизации ответов нужно познакомить учащихся с содержанием листовок, распространявшихся студентами 4 мая 1919 г. в Пекине (см. хрестоматию).
Заслушав ответы учащихся, преподаватель делает заключение.
Недовольство соглашением о мире, подписанным во время Парижской конференции, переросло в общенациональное движение. “Движение 4 мая” является мощным антиимпериалистическим, антияпонским выступлением народных масс Китая.
2. Преподаватель рассказывает о создании Китайской коммунистической партии и знакомит учащихся с одним из первых китайских коммунистов — профессором Пекинского университета Ли Дачжао (1888—1927). Во время беседы выявляются причины внутренней борьбы в Китае, внимание учащихся концентрируется на фактах политической борьбы милитаристских групп в Северном Китае летом 1920 г. и формировании в Южном Китае правительства Сунь Ят-сена. Северные милитаристские группы и иностранные державы не признавали правительство Сунь Ят-сена в южной части страны.
Правительство Сунь Ят-сена установило дружеские отношения с СССР, в результате чего революционным силам юга была оказана материальная и военная помощь Союза.
Рассказывая учащимся о “трех народных принципах” Сунь Ят-сена, необходимо объяснить их новую трактовку в свете задач единого фронта с КПК и в дополнении ее тремя новыми политическими установками: союз с СССР, союз с КПК, поддержка рабоче-крестьянского движения страны.
Учитель задает вопрос: почему большинство (буржуазия, интеллигенция, студенты, рабочие, крестьяне и т. д.) поддерживали Сунь Ят-сена? Можно использовать дополнительный материал.
3. Выслушав ответы, преподаватель просит учащихся заполнить таблицу.
Антиимпериалистическая национальная революция 1925 — 1927 гг.
Движущие силы революции |
Задачи революции |
Причины поражения революции |
30 мая 1925 г. во время антиимпериалистической забастовки рабочих английские полицейские открыли огонь по бастующим. “Движение 30 мая” вылилось во всенародную китайскую революцию.
Движущая сила революции — все группы китайского народа (буржуазия, интеллигенция, студенты, рабочие, крестьяне и т. д.).
Характер революции — общенародный, антиимпериалистический.
Руководители революции — национальная буржуазия.
Программа революции — “три народных принципа” Сунь Ят-сена, образование единого Национального фронта.
Революционные силы — Национально-революционная армия.
Политическая партия — гоминьдан.
Центр — г. Кантон, затем г. Ухань. Используя материалы хрестоматии, учащиеся должны усвоить, что основными целями китайской революции были национальное единство и достижение полной национальной независимости.
Страна, поддерживавшая революцию, — СССР.
Маршрут походов — поход на Север (разгром милитаристских сил Китая — основной опоры иностранных империалистов).
Причина задержки китайской революции — борьба за власть между КПК и гоминьданом.
Фронтальный опрос учащихся:
1. В чем причина раскола в национально-революционном лагере Китая в 20—30-х годах ХХ в.?
2. Правильно ли делить народ на классы и противопоставлять их друг другу?
3. Можно ли было решить вопрос о власти мирным путем?
Глава гоминьдановской администрации Чан Кайши (1887—1975) задушил революционное движение, совершил переворот в Нанкине и захватил центральную власть, пойдя по пути кровавого террора. Коммунистическая партия ушла в подполье. Единый антиимпериалистический фронт был разрушен.
4. Теперь следует обратиться к документам VI съезда КПК, данным в хрестоматии. Акцентировать внимание учащихся на переход КПК на путь классовой борьбы; ознакомить с новым периодом революции и главным девизом этого периода. Затем выяснить мнение учеников, задавая им вопросы.
Деятельность КПК охватила не только города, но и села. Китайский народ продолжал бороться против милитаристских кругов и гоминьдановского режима. В 1927—1937 гг. в Китае организованы органы революционного демократического правительства Советов. В Южном и Центральном Китае организованы 15 советских районов и сформированы части Красной армии численностью 300 тыс. человек. Предводителем войск был назначен Чжу Дэ (1886—1976), а комиссаром — Мао Цзэдун (1893—1976). Центром военных действий стала провинция Цзянси. В ноябре 1931 г. в г. Жуйцзинь (провинция Цзянси) состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, на котором было создано Центральное правительство рабочих и крестьян. Его председателем стал Мао Цзэдун.
Преподаватель рассказывает о проводимых в советских районах мероприятиях. Правительство гоминьдана любыми средствами пытается уничтожить революционные базы в Китае.
Учитывая, что этот вопрос знаком учащимся по теме “Япония”, учитель может ограничиться информацией из учебника. В новых условиях главным противником Китая стал японский милитаризм. Под нажимом общественности гоминьдан и КПК подписали соглашение о едином Национальном фронте. Здесь нужно ознакомить учащихся с содержанием декларации об установлении дружественных связей между КПК и гоминьданом в 1937 г. (см. хрестоматию). В ней говорится: “Так как решается судьба народа, чтобы сохранить Родину от разрушения, мы объединяемся с гоминьданом, группируемся в единую силу для спасения Родины от внешних врагов”.
В интересах фронта КПК согласилась изменить ряд своих социально-политических принципов. Необходимо озвучить эти изменения (см. учебник). КПК заменила лозунги, направленные против гоминьдановского правительства (“Долой Чан Кайши!”), на другие.
Закрепление темы можно провести с помощью вопросов и таблиц.
5. Тему, посвященную изучению исторических событий, происходящих в Монголии в аналогичный временной период, можно рассмотреть в форме краткого обзора. Переворот 1921 г. в при активном участии России трактуется как народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. В хрестоматии и учебном пособии “История новейшего времени” представлены основные сведения о Монголии, которые преподаватель может использовать на уроке, варьируя их в зависимости от поставленных целей и задач.
Домашнее задание: 1) дать оценку вмешательства СССР в дела Китая и Монголии; 2) подготовиться по вопросам 1, 5 в конце темы “Китай” и вопросам 1, 3 по теме “Монголия”.