Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Либеральные реформы 1860—1870 гг. - ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
Цель урока: раскрыть содержание и особенности буржуазных реформ, показать, что они явились продолжением реформы 19 февраля 1861 г.
Основное содержание: Введение местного самоуправления: земства и городские думы. Новые судебные уставы. Всеобщая воинская повинность. Реформы в области образования и печати.
Основные понятия: земства, управы, присяжный поверенный, присяжный заседатель.
План урока.
1. Реформа местного самоуправления.
2. Судебная реформа.
3. Военная реформа.
4. Реформы в области образования и печати.
Ход урока
1. В дополнение к материалам современного учебника учитель может предложить работу с источником — отрывком из учебника истории конца XIX в.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
«Одновременно с судебными уставами совершалось введение новых земских учреждений в силу высочайшего указа правительствующему Сенату от 1 января 1864 г. Для ведания делами хозяйственными, земскими повинностями, путями сообщения, народным образованием и продовольствием, благотворительными заведениями и т.д. учреждены земские собрания, уездные и губернские, состоящие из так называемых гласных, избираемых на три года землевладельцами, городскими и сельскими обществами.
Гласные должны быть не моложе 25 лет и владеть известных размеров недвижимой собственностью. Уездные и губернские земские собрания съезжаются ежегодно по одному разу на известный срок; а текущими делами по земству занимаются земские управы, уездные и губернские, члены которых избираются своими собраниями из своей среды.
В связи с земскими учреждениями находится и преобразование городского управления. Уже в 1863 г. в Москве и Одессе городские думы были устроены по образцу Петербургской; а потом указом 1870 г. (16 июня) в большей части губерний введено новое городское Положение. Это Положение, как и земские учреждения, основано на началах хозяйственного самоуправления и на устранении сословных различий при выборе в число гласных или членов городской думы. Выборы в гласные происходят через каждые четыре года. Городская дума, т.е. общее собрание гласных, занимается вопросами, относящимися к разным отраслям городского благоустройства; а для заведования текущими хозяйственными делами она назначает из своей среды городскую управу под председательством городского головы» (Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории).
Вопросы: сравните этот отрывок с аналогичным из вашего нынешнего учебника. Какой из них вам более понятен и почему? Сравните организацию местного самоуправления на селе и в городах. Что в них было общего? Что различного? Что из реформ местного самоуправления дошло до сегодняшнего дня?
2. Аналогично изучается и судебная реформа.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
«После отмены крепостного права ближайшею его заботою была судебная реформа, которая долженствовала «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех». В 1862 г. 29 сентября он (Александр II. — Авт.) утвердил общие начала этой реформы: гласный и устный суд для процессов уголовных и гражданских, а также участие местных обывателей в делах уголовных положены в основание местного суда. Обработка подробных положений была возложена на особую комиссию при Государственной канцелярии. Потом новые судебные уставы были рассмотрены Государственным советом, а в 1864 г. 24 ноября утверждены высочайшею властью. Разбор менее важных преступлений и имущественных исков предоставлен мировым судьям; для чего каждый уезд разделен на мировые участки. В назначенные сроки собираются съезды мировых судей, куда могут обращаться недовольные решением одного судьи. Дела и преступления более важные подлежат разбору окружных судов. В уголовном отделении этих судов участвуют присяжные заседатели, назначаемые из местных обывателей. Они решают вопрос о том, виновен или невиновен подсудимый, и в случае признания его виновным судьи определяют его наказание. Затем высшую инстанцию для дел, решаемых без участия присяжных заседателей, составляют судебные палаты. Заседания во всех этих судебных учреждениях суть гласные или публичные, т.е. допускается присутствие посторонних лиц. Для устной защиты подсудимых и тяжущихся перед судом устроен институт присяжных поверенных (адвокатов); а устное обвинение возложено на прокуроров и их товарищей. Правительствующий Сенат преобразован в верховный Кассационный суд, которому предоставлено право в некоторых случаях отменять (кассировать) решения помянутых судебных инстанций. Россия разделена на судебные округа. В 1866 г. новые суды торжественно открыты в округах Петербургском и Московском; а затем постепенно вводились в других губерниях...» (Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории).
Вопросы и задания:
— в отрывке изложены основы нового судопроизводства в России. Каким оно было до судебной реформы? Найдите сведения об этом в вашем учебнике и составьте сравнительную таблицу:
СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ
До 1864 г. |
После 1864 г. |
— составьте схему: «Судебная власть в Российской империи после 1864 г.».
3. Суть военной реформы изучается в ходе самостоятельной работы учащихся с текстом своего учебника. Для сведения учителя предлагается:
ХРОНОЛОГИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ
Дата |
События и их значение |
1855 г. |
Образована особая комиссия для улучшения военного дела |
1861 г. |
Д. А. Милютин назначен военным министром, срок военной службы сокращен с 20 до 12 лет |
1864 г. |
Реорганизована система военного управления. Образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру |
1867 г. |
Принят военно-судебный устав; в ведение военного министра переданы артиллерия, гвардия, инженерные войска, во время боевых действий и действующая армия; военно-учебные заведения |
1 января 1874 г. |
Утвержден новый проект воинского устава. Введены 6-летний срок действительной службы и 9-летний срок пребывания в запасе, всеобщая воинская повинность для мужского населения |
1888 г. |
Принят новый воинский устав, срок действительной службы — 5 лет, в запасе — 13 лет |
ПЕЧАТЬ, ШКОЛА И ДРУГИЕ РЕФОРМЫ
Строгие цензурные уставы предыдущей эпохи не допускали печатного обсуждения текущих политических вопросов. С новым царствованием русской литературе предоставлен гораздо больший простор; повременные (периодические. — Авт.) издания стали быстро размножаться; появились и ежедневные газеты. Допущенная к обсуждению разных сторон нашей государственной жизни, русская печать оказала большие услуги предварительно теоретической разработкой тех мер, которые касались важнейших правительственных реформ, особенно при отмене крепостного права и введении гласного суда. В 1862 г. цензурное ведомство из Министерства просвещения перенесено в Министерство внутренних дел; а указом 1865 г. (6 апреля) ограничено действие предварительной цензуры. Некоторые издания совсем от нее освобождены, причем установлены для них известные взыскания в случаях нарушения правил о печати. Подобные меры способствовали сильному развитию отечественной литературы, дали возможность целому ряду даровитых писателей проявить свои таланты в полном блеске и помогли возникновению русской публицистики, которая, в свою очередь, много помогала обсуждению важных государственных вопросов. <...>
В 1864 г. высочайше утверждено Положение о начальных народных училищах. Число их стало возрастать при помощи земских учреждений. Для приготовления народных учителей открыты Министерством народного просвещения «учительские семинарии».
В том же 1864 г. утвержден новый устав гимназий с разделением их на «классические» и «реальные». А в предыдущем 1863 г. высочайше утвержден новый университетский устав, которым главная власть в делах университета предоставлена «совету» (т.е. собранию профессоров) с выборным ректором во главе. Основаны новые русские университеты в Одессе (на месте прежнего Ришельевского лицея) и в Варшаве (на месте прежней Главной школы). Министр народного просвещения граф Толстой, надеясь поднять на уровень европейский общее образование, которое получается в гимназиях, предпринял положить в основу его изучение классических языков, т. е. усилить занятия греческим и латинским языками. В этом смысле составленный им проект получил высочайшее утверждение в июне 1871 г. и немедленно стал приводиться в исполнение.
Замечательное развитие в эту эпоху получило женское образование, дотоле ограниченное большей частью закрытыми заведениями (правительственными институтами и частными пансионами). Изданы новые положения о женских открытых школах (т. е. для приходящих учениц); почти во всех городах заведены эти школы, а в губерниях учреждены женские гимназии и прогимназии. <...> В столицах сделаны некоторые попытки открыть женщинам доступ и к высшему образованию (соответственно мужским университетам и академиям), в особенности к занятиям медициной и хирургией. Кроме того, открыт женщинам доступ к некоторым служебным занятиям (например, в почтовых учреждениях)» (Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории).
Вопросы: как меры правительства способствовали развитию российской публицистики? Для чего был смягчен университетский устав? Почему правительство Александра II заботилось о развитии женского образования в стране?
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 18. При нехватке времени на уроке закончить таблицу и схему по российскому судопроизводству.