Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Франция, Англия - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: раскрыть причины революционных событий 1830 и 1848 гг. во Франции, дать представление об экономическом развитии Англии и особенностях ее промышленного развития, связи общественного и экономического развития.
Основное содержание: Экономика и политика. Революции 1830 и 1848—1849 гг. в Европе и их значение.
Основные понятия: чартизм.
Оборудование урока: карта «Мир в 1870 г.».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Франция после Наполеона Бонапарта.
3. Революция 1830 г.
4. Революция 1848—1849 гг.
5. Экономическое развитие Англии в первой половине XIX в.
6. Политическое развитие Англии.
Ход урока
1. Проверка знаний в форме устного и письменного опроса.
Вопросы: покажите территорию Османской империи в начале и конце XIX в. Чем объяснить эти территориальные изменения? Охарактеризуйте систему политической власти в Османской империи в начале XIX в. Расскажите о периоде Танзимата или Зулюма (по выбору) в истории Османской империи. В чем вы видите причины неудач попыток реформ, предпринятых в Османской империи?
Письменный опрос (по карточкам). Раскройте понятия: «Лоскутная империя» — это ...
Теократическое государство — это ...
Танзимат (...) — это ...
Зулюм (...) — это ...
«Новые османы» — это ...
2. Учитель дает краткий обзор событий, предшествующих революции 1830 г. После свержения с престола Наполеона I до 1830 г. Франция по-прежнему осталась монархией, но ограниченной, или конституционной. Шаткость власти, подчеркивает учитель, объясняется нахождением политической власти в руках дворянства, а основных богатств — в руках бесправной буржуазии. О Людовике XVIII и Карле X сообщаем в пределах изложенного в учебнике.
3. Причины, ход и итоги революции 1830 г. во Франции раскрываются самим учителем или путем самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. При любых вариантах возможна краткая запись в виде таблицы:
4.
РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1830 г.
|
Эту таблицу при недостатке времени на уроке можно дать как домашнее задание для закрепления изученного материала. Возможно использование отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «30 июля. (Париж) 1830 г.»:
Ты мог быть лучшим королем, Ты не хотел. Ты полагал Народ унизить под ярмом. Но ты французов не узнал! Есть суд земной и для царей. Провозгласил он твой конец: С дрожащей головы твоей Ты в бегстве уронил венец... О! чем заплатишь ты, тиран... За кровь людей, за кровь граждан.
(Лермонтов М.Ю. Собр. соч. М., 1957. С. 160-161.)
Вопросы: к кому обращены эти строки? Почему события июля 1830 г. во Франции вызвали такую бурную реакцию во всей Европе?
4. Примерно по такой схеме изучается вопрос и о революции 1848 г.
РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1848 г.
Причины |
Ход |
Итоги |
Внутренняя политика Луи-Филиппа, тормозившая развитие капитализма. Налоговый гнет крестьян, высокие таможенные пошлины на ввоз угля и металла. Коррупция в высших эшелонах власти. Ограниченность избирательного права (240 тыс. избирателей при 35 млн. населения страны) |
24 февраля — восстание в Париже — начало революции. Свержение июльской монархии, образование Временного правительства. 25 февраля — провозглашение второй республики. 4 мая — открытие Учредительного собрания. 22 июня — закрытие национальных мастерских. 23—26 июня — восстание парижских рабочих. Ноябрь — декабрь: принятие конституции, избрание Луи-Наполеона Бонапарта президентом республики |
К власти пришла буржуазия, Луи-Наполеон совершил государственный переворот 2 декабря 1851 г. Во Франции завершился переворот, в несколько раз выросло промышленное производство, по объему которого страна вышла на второе место в мире |
(Возможен перенос заполнения таблицы в домашнее задание.)
5. Рассмотрение вопроса начинаем с решения задач в рамках исторической математики. На доске записаны условия задач.
1. В 1851 г. промышленное население Англии составляло 43% от общего числа жителей — 21 млн. человек. Вопрос: какова была численность промышленного населения Англии в 1851 г. в абсолютных величинах? Ответ: более 9 млн. человек.
2. За 1835—1849 гг. длина железных дорог в Англии увеличилась с 540 до 9500 км. Вопросы: математический: во сколько раз увеличилась протяженность железных дорог? Исторический: о чем свидетельствует этот факт? Ответ: в 17,6 раза, что свидетельствует о бурном экономическом подъеме, переживаемом страной.
3. Население Англии с середины XVIII до середины XIX в. выросло соответственно с 5,5 млн. до 21 млн. человек, а Лондона — с 0,4 млн. до 2,5 млн. человек. Вопрос: математический: во сколько раз увеличилось население страны и ее столицы? Исторический: о чем свидетельствуют эти факты? Ответ: население страны возросло в 3,81 раза, столицы — в 6,25 раза. Это свидетельствует об ускоренном развитии капитализма в стране, благоприятных социально-экономических условиях жизни людей.
Дальнейший материал излагается в рамках учебника. Возможна запись схемы:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНГЛИИ
Механизация производства
///
Превращение Англии в развитую индустриальную страну, торговую державу, «мастерскую мира».
///
Дальнейшее разделение труда, появление новых отраслей и профессий.
///
Массовое разорение классов традиционного общества, рост основных классов капиталистического общества.
///
Быстрый рост городов, новых промышленных районов, развитие транспорта.
В классах с высоким уровнем знаний возможно усложнение задания. Указанная схема записывается на доске в произвольном порядке, после чего восьмиклассникам предлагается пронумеровать эти особенности в логической последовательности.
О развитии чартистского движения — в пределах изложенного в учебнике. Возможно заполнение таблицы:
ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АНГЛИИ XIX в.
Цели и формы борьбы |
Основные проявления |
Итоги |
Установление всеобщего избирательного права для мужчин мирным путем — обращения в парламент с общенациональной петицией. Наличие двух направлений: «моральной» и «физической» силы |
1839 г. - 12 800 тыс. подписей под петицией. 1842 г. - 3300 тыс. подписей. 1848 г. — 5,5 млн. подписей. Создание чартистской партии с числом членов до 40 тыс. в 1842 г. |
Установлен 10-часовой рабочий день, ограничен труд детей, повышена зарплата, проведена избирательная реформа |
6. Политическое развитие Англии изучается в пределах учебника. Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 9—12; А. А. Кредер, § 6—7, 9. Возможно в качестве домашнего задания дать закончить начатые в классе таблицы; составить сравнительную таблицу по истории французских революций:
ТРИ РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ
Революции |
Цели и задачи |
Итог и значение |
Великая французская революция 1789—1794 гг. |
||
Революция 1830 г. |
||
Революция 1848 г. |