Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности - СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся могут объяснить, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усваивают причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; прослеживают изменения в положении всех социальных слоев |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. |
Развитие умений учащихся |
Учатся рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей; актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками |
Основные понятия и термины |
Миграция, эмиграция, иммиграция, реконструкция, элита, «рабочая аристократия» |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 3. Рабочая тетрадь. Карта «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие». Образовательное пространство расширяется за счет просмотра кинофильмов, чтения научно-популярной и художественной литературы: А. Давидсон. Сесиль Родс; Д. Голсуорси. Сага о Форсайтах; Т. Драйзер. Финансист. Титан. Стоик; Д. Лондон. Люди бездны. Мартин Иден |
Комментарии к технологической карте
Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются демографические проблемы и учащиеся уясняют влияние индустриальной революции на изменение социальной структуры общества. При проверке домашнего задания используются вопросы из методического аппарата учебника и задания из технологической карты. При этом особое значение придается обсуждению положительных и отрицательных последствий индустриальной революции для человека. Далее учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают для решения одно из познавательных заданий, заранее не написанных на доске.
На комбинированном уроке учитель раскрывает содержание, придерживаясь предложенного плана. Объем информации в учебнике вполне достаточный и не требует значительного расширения, а при рассмотрении вопроса об эмиграции следует обратиться к документу в конце параграфа — извлечению из работы М. Лернера «Развитие цивилизации в Америке», дающему дополнительные сведения об иммиграционных потоках. Учащимся может быть предложено ответить на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, почему самые мощные потоки европейской иммиграции направлялись в США? 2. Объясните, почему оживление иммиграционных потоков происходило в 1830 и 1880 гг. XIX в.
Для создания у подростков представления о новой буржуазии можно использовать прием персонификации. Рассказывая об истории жизни Сесиля Родса, учитель предлагает учащимся самостоятельно выделить характерные для предпринимателей того времени личные качества и образ жизни. Для понимания школьниками неоднозначности и сложности людей этого типа можно использовать приведенный ниже текст.
Создатель Британской империи. Одной из наиболее ярких личностей своего времени, получившей доступ не только к большим деньгам, но и к большой политике, был Сесиль Родс (1853—1902), пятый сын в семье английского приходского священника, ставший одним из богатейших людей в мире — «алмазным королем» и политическим деятелем. Уже в 1877 г. он написал: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».
Сесиль Родс считал, что англичан слишком мало на земле и все это якобы из-за недостатка жизненного пространства. Эмиграцию как путь решения проблемы Сесиль Родс не признавал: «Было бы бесчестно даже предположить это, поскольку, как я убежден, все мы считаем, что лучше бедность под своим флагом, чем богатство под чужим». Вывод напрашивался сам собой — необходимо расширять Британскую империю. Осуществлять эту цель, по замыслу Родса, должны были те, кто на родине не мог получить титулов и богатства. Главная ставка делалась на младших сыновей знатных семейств: ведь и он сам испытал участь младшего сына. Из этих мальчиков «благородной крови» создавался класс искателей приключений. Так и расширялась Британская империя. Крепко держали в руках бразды правления страной старшие сыновья, и каждое столетие приносили ей новые земли младшие.
Сесиль Родс мечтал после школы получить университетское образование, но в многодетной семье священника таких денег для пятого ребенка не имелось. Так полем деятельности для него стала Южная Африка. Когда семнадцатилетним юношей Сесиль Родс сошел на берег в порту Дурбан, у него не было ничего. Он начал самостоятельную жизнь на алмазных копях. Сначала искал алмазы, затем стал скупать участки земли у старателей. Позже С. Родс с компаньонами создал алмазную корпорацию «Де Бирс», и вскоре он стал ее директором, а затем — «алмазным королем». Деньги сами по себе его не интересовали: они были нужны для превращения Африки в колонию Великобритании. Этой главной идее он подчинил свою жизнь. Осуществил С. Родс и другую свою мечту — закончил Оксфорд, сочетая учебу с предпринимательской деятельностью.
В 80‑е гг. на территории зулусских племен были открыты богатые месторождения золота, началась невиданная золотая лихорадка. С. Родс организует поход на север, обещая каждому «пионеру» по пятнадцать участков для поисков золота. У большинства из этих людей не было ни гроша, но С. Родс им говорил: «Держитесь за меня, и я отправлю вас домой миллионерами». Тысячи человек прошли на север через земли племени ндебелов, пренебрегая запретом их вождя, а затем построили первые четыре форта. Самый южный назвали именем королевы Виктории. Так была создана новая колония — Родезия. Создали и новую компанию — «Золотые поля Южной Африки», и сама королева стала одним из ее пайщиков.
Для Родса наступил его звездный час. Хозяин алмазной и золотопромышленной компании, он свою предпринимательскую деятельность сочетал с политической: премьер-министр Капской колонии, член Тайного королевского совета. За что ему выпала такая честь? Огромные земли завоевал Родс для Британской короны и стал кумиром для англичан. Когда он приезжал в Лондон, толпы людей приветствовали его. Лавочники, рабочие, солдаты — все стремились выразить свое восхищение и уважение, а на обеды, дававшиеся в его честь, собирался весь цвет английской аристократии. Даже сама королева Виктория давала обед в честь Сесиля Родса.
Родc и другие «певцы империи» через прессу внушали всем англичанам, что их благополучие зависит от завоевания колоний. Именно Родс подготовил англо-бурскую войну (1899—1902), закончившуюся для Великобритании захватом новых земель. В этом он видел свое служение Англии.
После его смерти поэт Р. Киплинг написал стихотворение «Надгробное слово, посвященное памяти С. Родса». Там были такие строки:
Послушник мечты, что его вела,
Которой нам не понять,
Он в муках духа рождал дела —
Городам вместо слов стоять.
Далее учащиеся отвечают на вопрос: соответствует ли характеристика Р. Киплинга вашему представлению о С. Родсе? Рассказ о С. Родсе может стать темой ученического сообщения.
Если учитель организует урок в форме групповой работы, то после вступления (1-й пункт плана урока), сделанного учителем, и постановки познавательных заданий каждая группа получает свое задание: 1. Люди в движении. 2. Аристократия старая и новая. 3. Новая буржуазия и средний класс. 4. Очень разный рабочий класс. 5. Женский и детский труд. 6. Женское движение за равные права. В конце урока обсуждаются предложенные учащимся познавательные задания.
Как обычно, если представленное в учебнике содержание недостаточно для самостоятельной работы группы, следует предоставить ей возможность использовать дополнительный материал. В данном случае может быть расширено содержание раздела «Люди в движении».
Вы уже знаете, что для индустриального общества характерны миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».
Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Многим иммигрантам пришлось пережить горькое разочарование. «Америка — это одни обещания»,— говорили они. Часто случалось так, что ирландские или итальянские нищие становились американскими нищими, но некоторым из этих людей удалось достичь власти и уважения в чужой стране. Те, кто хорошо устраивался на новом месте, посылали родственникам письма и деньги. Одни только ирландские иммигранты послали в Ирландию в 40‑х гг. XIX в. более миллиона долларов, что подтолкнуло к переезду новые тысячи ирландцев. Так действовал принцип «Эмиграция рождает эмиграцию». Эмигранты хотели убежать из Старого Света, в котором их больше ничего не удерживало, и воспользоваться любыми возможностями Нового Света, где они были готовы делать все, что потребуется. Большую часть иммигрантов составляли крестьяне, но много было и горожан — безработных ремесленников, обанкротившихся хозяев магазинов, политических эмигрантов. В основном люди снимались с земли, которая не могла прокормить всех. Участок земли был слишком мал, средств на покупку новой техники не предвиделось, да и традиционный уклад сельской общины не способствовал внедрению новых методов хозяйствования. В этих условиях не оставалось надежды не только на свое будущее, но и на будущее детей. Тогда рождалась надежда изменить свою жизнь далеко за океаном. В то время говорили: «Богатые остаются в Европе, уезжают люди среднего достатка и бедняки». Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов создали «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли на Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивались у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, у каждого из которых был свой язык и свои обычаи. Эмигранты становились дешевой рабочей силой, согласной на любые, самые тяжелые условия труда.
Очень важно спросить у восьмиклассников: 1. Что из содержания урока представляет для вас особенный интерес и почему? 2. Подумайте, помог ли вам сегодняшний урок найти ответы на личные проблемы.
Вполне возможно, что для части восьмиклассников особый интерес может представить проблема эмиграции, поскольку она существует в нашем обществе.
В качестве домашнего задания, кроме текста параграфа, предлагается познакомиться с сюжетом из раздела для дополнительного чтения «Великий город», что необходимо для создания представлений о демографических процессах и развитии городов в эпоху формирования индустриального общества.