Африка: континент в эпоху перемен - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя

Африка: континент в эпоху перемен - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Африка: континент в эпоху перемен
1. Таинственный континент. 2. Культы и религии Африки. 3. Раздел Африки. 4. Цветок из европейских садов на африканской почве. 5. Эфиопия — страна, отстоявшая самостоятельность. 6. Европейская колонизация. 7. Восстание гереро и готтентотов.
Возможная личностно значимая проблема: вмешательство «чужого» (иностранного) в жизнь общества рождает чувство вражды, неприятия чужих ценностей, укрепляется внутренняя сплоченность общества для борьбы против «чужого»

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что слабоорганизованные традиционные общества Африканского континента не обладали той силой, которую можно было бы противопоставить европейским колонизаторам; различия в уровне развития государственности, хозяйственной жизни, материальной культуры привели к тяжелым последствиям: к началуXX в. колониальный раздел Африки был завершен

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Как вы думаете, почему в XVI—XVIII вв. европейские колонизаторы не стремились идти в глубь континента, ограничиваясь созданием торговых форпостов в прибрежных районах, и почему в XIX в., особенно в последней трети, колонизаторы захватили весь континент? 3. Подумайте, какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами. Почему Африка и юг Азии практически одновременно стали колониями европейских держав?
Формы урока: комбинированный урок, включающий сообщения учащихся (1); заочное путешествие (2); урок работы в группах (3); сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков «Африка: континент в эпоху перемен» (4).
Приемы деятельности учителя: 1) Конспективное повествование или информативное сообщение (Таинственный континент; Раздел Африки), образное повествование (Культы и религии Африки), сюжетный повествовательный рассказ (Цветок из европейских садов на африканской почве; Эфиопия — страна, отстоявшая самостоятельность; Восстание гереро и готтентотов). 2) Образное повествование учителя, сюжетный рассказ, персонификация, драматизация. 3) Организация работы в ученических группах, постановка для каждой группы познавательной задачи (проблемной ситуации), общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация. 4) Подготовка сценария, распределение ролей (возможно заранее), организация занятия и подведение итогов

Развитие умений учащихся

Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи; делать сравнительный анализ; выделять общее и особенное; решать познавательные задачи; развивать творческие способности; видеть изучаемую эпоху глазами современников; сотрудничать с одноклассниками

Основные понятия
и термины

Тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 30. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к концуXIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Киплинг. Казарменные баллады. Семь морей


Комментарии к технологической карте

При проведении комбинированного урока учитель обращает внимание учащихся на познавательные задания, третье из которых имеет наибольшую значимость и обязательно для всех школьников. Наименее сложные и интересные сюжеты могут быть предложены в качестве тем для самостоятельных сообщений учащихся («Культы и религии Африки»; «Восстание гереро и готтентотов»).

Алгоритм урока традиционный, поэтому ход занятия подробно не излагается. Учителю важно объяснить школьникам обстоятельства, ставшие причинами отсталости Африки, что облегчило ее колонизацию европейскими державами. Если, как мы указывали раньше, в странах Азии вторжение Запада и европейского капитала, колониальные захваты явились толчком, который положил начало разложению старого общества и созданию нового, то в Африке этот процесс шел намного медленнее. Чем можно объяснить это явление?

Рассматривая первый сюжет, включающий в себя общую характеристику Африканского континента, учитель говорит:

«К началу XIX в. населяющие Тропическую Африку народы находились на уровне традиционного первобытного или полупервобытного общества. Между ними существовали и их разделяли языковые, этнические, культурные барьеры. Никакого движения вперед здесь не происходило. Некоторые разросшиеся сельские общины, превращавшиеся в города-государства, находились в полупервобытном состоянии и были непрочными политическими образованиями. В чем же причина этого? Востоковед Л. С. Васильев выделяет две главные причины: во-первых, климатические и природные условия этого региона были крайне неблагоприятны для жизни человека и его производственной деятельности. Скудные почвы, с трудом отвоеванные у тропической растительности, были неплодородны. Это расхолаживало земледельцев, которые считали бессмысленным прилагать большие усилия там, где будет небольшой результат. Низкая производительность труда приводила к тому, что в этих обществах не появлялись излишки продуктов, а это, в свою очередь, не создавало условий для создания развитого общества, состоящего из различных слоев населения. Без создания таких обществ, как мы знаем, не могут возникнуть устойчивые государства. Возникавшие государственные объединения, основанные на общинных и кастовых нормах, на строгом соблюдении кровнородственных связей, племенной общности и пр., существовали за счет средств, полученных от контроля за транзитной торговлей над караванными путями, за счет использования природных ресурсов (золота, алмазов и пр.). Во-вторых, низкий уровень культуры населения определял непрочность государственных образований и вытекающую из этого зависимость от внешних сил. Естественно, что наличие слабых государственных образований или их отсутствие не способствовало защите от колониальных захватов.

Северная и Северо-Восточная Африка представляла собой особый мир высокой культуры, развившейся на базе ислама, отличный от негритянского (следует учитывать благоприятные плодородные и климатические факторы побережья Средиземного моря), хотя и связанный с ним общей судьбой. Но и арабская Африка была колонизована одновременно с остальной частью континента. Одна из причин — политическая слабость враждующих между собой арабских государств, находившихся на уровне традиционного общества и лишенных защиты со стороны ослабевшей Османской империи. Иностранный капитал содействовал экономическому развитию стран Северной Африки, менялось и общество — формировалась местная администрация, создавалась система образования, но все изменения затрагивали лишь небольшой слой городского населения».

Остальные сюжеты рассматриваются в рамках учебника, а в конце занятия восьмиклассники предъявляют результаты решения познавательных заданий.

Анализируя причины общности судеб Африки и юга Азии, учащиеся называют одинаковые природно-климатические зоны (тропики и субтропики), привлекавшие колонизаторов возможностью эксплуатировать природные богатства (пряности, возможность создания специализированного плантационного хозяйства, выращивание хлопка, чая, кофе, какао и др.), и общую отсталость местного населения, в значительной своей части находившегося на уровне первобытности и полупервобытности, что не давало возможности оказывать сопротивление колонизаторам.

Второй вариант урока — заочная экскурсия — требует большего привлечения средств наглядности и картинного описания природы, обрядов и обычаев местного населения, «увиденных» стран, городов-государств, сельских общин и пр. При проведении такой формы урока следует использовать межпредметные связи с курсами литературы и географии, художественную литературу, репродукции картин художников, видеоматериалы.

После постановки общей проблемы (познавательное задание 3) учитель предлагает каждой группе тему задания для самостоятельной работы. Приведем примерную тематику заданий.

1-я группа. Культы и религии Африки. Задания на карточке: ознакомьтесь с верованиями народов Африки. Подумайте, существовала ли связь между верованиями народов Африки, их занятиями и государственным устройством.

2-я группа. Раздел Африки. Задание на карточке: подумайте, какими были социальные, экономические и политические последствия колониального раздела Африки.

3-я группа. Цветок из европейских садов на африканской почве. Эфиопия — страна, оставшаяся самостоятельной. Задание на карточке: выскажите ваше мнение, почему Либерия и Эфиопия смогли сохранить свою политическую независимость.

4-я группа. Европейская колонизация. Восстание гереро и готтентотов. Задания на карточке: дайте оценку факту вхождения Африки в мировой рынок. Согласны ли вы с тем, что это явление имело положительное значение для развития африканских народов? Если согласны, то объясните, чем были вызваны восстания гереро и готтентотов.

В качестве вступления учитель объясняет первый пункт параграфа («Таинственный черный континент»), работая одновременно с настенной картой (школьники работают с картами в атласе и в учебнике). Затем группы получают 10 мин для ознакомления со своим заданием и по 4 мин для ответа.

Далее учитель подводит итоги ответов на познавательные задания.

При проведении урока в форме сюжетно-ролевой игры «Круглый стол историков: «Африка: континент в эпоху перемен» учащиеся получают предложенные для обсуждения вопросы (см. проблемные задания в технологической карте и задания для работы в группах) за одну-две недели, что позволяет заранее изучить тему.

При проведении урока - заочной экскурсии и сюжетно-ролевой игры учитель может предложить восьмиклассникам использовать дополнительные источники. Фредерик Лугард, английский верховный комиссар в Нигерии, долго жил в Тропической Африке и написал книгу «Двойной мандат в Британской Тропической Африке» (1914). Некоторые извлечения из нее позволят увидеть Африку и африканцев глазами колониального чиновника, понять отношение колонизаторов к африканцам.

«Африканский негр не жесток от природы, хотя его нечувствительность к боли, его безразличие к жизни — своей либо чужой — делает его равнодушным к страданию. Он легко жертвует жизнью под влиянием укоренившегося предрассудка (верования), или в пылу сражения, или ради отправления ритуала. Африканец внутренне не собран, не в состоянии быть организатором производства или торговли. Он уважает силу, но не имеет ответственности. Самой сильной чертой его натуры является склонность к красноречию и риторике. Он не отличается трудолюбием и не в состоянии работать долго с равной интенсивностью. Он сражается с львиной храбростью, которую, однако, скорее можно считать проявлением инстинкта, нежели результатом осознанного долга.

Африканец склонен к подражательству в одежде и поведении: с гордостью может щеголять в мусульманском тюрбане и длиннополом одеянии или же в европейском цилиндре и брюках. Однако это чисто поверхностное подражательство. Глубоких изменений в его быту и условиях существования не происходит. Он — способный ученик, может быть верным, преданным другом.

Вкратце: достоинства и недостатки этой расы те же, что присущи в массе детям, которые с доверием и без зависти относятся к людям старшего возраста, преклоняясь перед их мудростью и опытом».

«...Система образования должна быть нацелена на воспитание поколения, способного к достижению собственных идеалов без рабского подражания европейцам, желающего и могущего сформировать общественные отношения по собственному разумению и самому построить свое будущее. Тем, кто желает продолжать традиции своих предков, образование должно помочь расширить кругозор, повысить их конкурентоспособность, улучшить комфортность их существования, позволить им понять намерения администрации, притом, однако, что оно не должно повлечь разлад в их внутреннем мире, недовольство своей жизнью. Образование должно способствовать формированию нового поколения туземных вождей, обладающих такими качествами, как неподкупность, справедливость, ответственность за благосостояние своей общины».

Лугард отдавал себе отчет в том, что власть колонизаторов недолговечна. Он писал: «Под действием Запада пробуждается самосознание цветных рас. В Африке происходит разрушение власти традиционных правителей племен. Характер отношений африканских народов с миром белых людей будет зависеть от того, какие формы приобретут их надежды на перемены».

«...Карательные и принудительные экспедиции в этой стране пока, к сожалению, являются необходимостью и имеют целью защитить слабого от насилия, пресечь беззаконие и дикие проявления варварства... Когда же, однако, использование вооруженной силы оказывается неизбежным, я предпочитаю лишать людей жизни, нежели пищи, поскольку в первом случае наказание несут непосредственные виновники беспорядков, в то время как во втором страдают наименее виновные: голод прежде всего поражает слабых — детей, женщин, престарелых. Опыт свидетельствует, что единственный способ избежать повторных карательных санкций — это подвергнуть участников неповиновения суровому наказанию. Нецивилизованный человек, к сожалению, признает только силу и оценивает ее своими собственными потерями. Возмездие поэтому должно быть настолько запоминающимся, чтобы окончательно отвратить людей от попыток повторить преступление».

Одно из сообщений может быть посвящено исследователю Африки Дэвиду Ливингстону, одному из первооткрывателей Черного континента. Приведем один из вариантов.

Одним из первооткрывателей Черного континента был шотландский врач и священник Дэвид Ливингстон (1813—1873). Ливингстона послала в Африку миссионерская община Лондона для проповеди христианской религии коренному населению. В 1840 г. он прибыл в Южную Африку, но позднее принял решение вести миссионерскую деятельность в неисследованных районах континента. Затем доктор Ливингстон расторг свой договор с Лондонской миссионерской общиной и стал британским консулом и путешественником.

Первое свое путешествие он совершил от Замбези до Анголы и вышел к Индийскому океану, открыв водопад, названный в честь английской королевы Виктории.

В 1850 г. путешественник посетил Англию, где его встречали как национального героя. Ливингстона награждали медалями и премиями, на устраиваемых в его честь приемах присутствовали члены правительства и королевской семьи.

В самой Великобритании рабство негров было запрещено с 1833 г., и Ливингстон ярко описывал ужасы рабства, призывая другие страны последовать примеру британцев. В его книгах, статьях и докладах высказывалась мысль, что миссионерская деятельность должна идти рука об руку с коммерцией, только так можно избавить африканцев от рабства. Выступая перед предпринимателями, он призывал их организовывать в Африке производства, рассказывая о неисчислимых запасах сырья на этом континенте. Так он надеялся изменить и улучшить жизнь африканского населения.

О Ливингстоне написано много книг и статей, и всюду подчеркивалось его бескорыстие, религиозность, личная скромность, невзыскательность. Он никогда не думал о славе или собственной выгоде. Как врач, он помогал слабым и больным, отучал туземцев от алкоголя, учил их мыться, пользоваться одеждой.

После возвращения в Африку в 1858—1864 гг. Ливингстон исследует бассейн реки Замбези. В 1866 г. он снова едет в Восточную Африку и там исчезает. В 1871 г. в маленьком городке на берегу озера Танганьики его находит исследователь Африки Генри Стэнли, но доктор Ливингстон отказывается вернуться в Европу. Ему не удалось добраться до истоков Нила, и он умер в Северной Замбии в 1873 г. от истощения и потери крови. Известна храбрость доктора Ливингстона — он не отступал ни перед враждебно настроенными африканцами, ни перед рычащим львом. Его открытия помогли в создании карты Африки.

Учитель подводит итоги работы круглого стола, делая, если необходимо, дополнения и обобщения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]