Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса - СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв. ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся углубляют знания об империях как типе государственных образований; усваивают, что одной из причин кризиса Австрийской империи, а затем и Австро-Венгрии было стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности входивших в состав империи народов; убеждаются в том, что политика частичных уступок правительства не могла разрешить существующие в империи противоречия |
Методы обучения |
Проблемный или частично поисковый метод. |
Развитие умений учащихся |
Учатся переносить знания в новые ситуации; рационально выполнять задания и решать проблемы; аргументировать свою точку зрения; вскрывать причинно-следственные связи; учатся самостоятельно готовить сообщения на определенную тему; делать прогнозы экономического и политического развития; вести диалог и полилог |
Основные понятия |
Национальное возрождение, двуединая монархия, империя |
Источники информации: школьные |
Учебник, § 24. Рабочая тетрадь. Карты: «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». |
Комментарии к технологической карте
Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме, но и использовать форму сюжетно-ролевой игры.
Рассмотрим вариант комбинированного урока. Проведя, как обычно, проверку домашнего задания, учитель знакомит школьников с темой и планом урока, с познавательными заданиями. Следующим этапом обучения является обращение к вопросам опережающего повторения и работа с картой — учащиеся называют и показывают земли, входившие в состав Австрийской империи, указывают на имевшиеся противоречия. На доске можно написать характеристику империи, данную немецким философом Гегелем в начале XIX в.: «Австрия — это не королевство, а империя, совокупность многих политических организмов, которые сами по себе являются королевствами». Далее учащиеся комментируют это высказывание. Выслушав ответы школьников, учитель обращает их внимание на познавательное задание 4 и указывает, что оно обязательно для всех. Одна из смысловых задач урока заключается в том, чтобы учащиеся не только углубили понятие империя, но поняли, что такое государственное образование является временным: рано или поздно империи распадаются.
Учитель говорит, что «в королевствах и землях, входивших в состав империи, укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Однако монархия Габсбургов менее всего была приспособлена к совместному проживанию немцев, венгров, поляков, евреев, словенцев, хорватов, сербов, итальянцев, чехов, словаков, румын и русинов. Посмотрим, как Габсбурги пытались справиться с проблемой сохранения империи».
Первый и второй пункты плана рассматриваются в рамках учебника.
При изучении вопроса о революции 1848 г. учащимся предлагается подумать, какие причины привели к мощному подъему народного движения в империи Габсбургов. Затем следует подробное эмоциональное повествование, включающее и элементы драматизации. По ходу рассказа учителя школьники могут вести в тетрадях хронологический дневник событий.
Можно добавить, что во время мартовского восстания 1848 г. в Вене среди таких требований народа, как парламент, свобода печати, суд присяжных, полная отмена системы Меттерниха и др., тысячная толпа под окнами императорского дворца громко кричала: «Долой Меттерниха!» После долгих колебаний канцлер подписал прошение об отставке, которое с восторгом встретили жители Вены. Город был освещен десятками тысяч свечей и ракетами, улицы были оглашены пением. Через несколько дней бывший канцлер империи, вершитель судеб многих европейских народов, один из столпов политического консерватизма, бежал из страны.
Рассказывая о поисках путей для сохранения монархии и создании двуединой монархии, можно более подробно остановиться на причинах принятия компромиссного решения и политическом устройстве Австро-Венгрии. Для рассказа об императоре Франце Иосифе следует использовать материал в конце параграфа, рекомендованный для дополнительного чтения. Очень важно отметить такую черту императора, как способность идти на компромисс. Затем учитель говорит:
«Вы помните, что под влиянием революционных событий 1848 г. Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. он ее тихо отменил. В обессиленной революцией империи это прошло достаточно спокойно.
Вы уже знаете, что поражение в войне с Пруссией пошатнуло авторитет империи на международной арене. Мало того, что Венецию пришлось отдать итальянцам, спор между двумя соперниками, кому стоять во главе будущей объединенной Германии, решился в пользу Пруссии.
Неспокойно было и в стране. Опять происходили волнения в Венгрии, что играло на руку Пруссии, надеявшейся на еще большее ослабление Австрийской империи. В этих условиях возросла необходимость укрепить целостность государства. Как это сделать? Пришлось идти на компромисс.
В 1867 г. последовало австро-венгерское соглашение, преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоящую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств — Австрии и Венгрии. Решение это император принял неожиданно для немцев, и не все его одобряли.
Теперь Франц Иосиф имел титулы императора Австрии и короля Венгрии. Венграм вернули конституцию 1848 г., которой они добивались почти двадцать лет. В Австрии издали новую, так называемую декабрьскую конституцию. Так империя стала конституционной монархией, но за императором сохранялись большие права: он утверждал или отклонял законы, принимавшиеся парламентами Австрии и Венгрии, а в особо важных случаях мог издавать законы от своего имени; созывал и распускал австрийский и венгерский парламенты. Император также исполнял роль председателя на совещаниях правительств, назначал и увольнял глав правительств и общих австро-венгерских министров. В империи существовало три общих министерства: военное, финансов и иностранных дел. Кроме того, общими были флаг, армия, финансовая система и внешняя политика. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ.
Право голоса получили только владельцы собственности. Голосование было открытым. Отсюда становится ясным и состав парламентов. В Австрии в верхней палате были представлены знатные дворянские фамилии, а нижняя палата хоть и избиралась, но из-за высокого имущественного ценза правом голоса могли пользоваться только 6—7% населения. В составе Венгрии автономию получила Хорватия.
Соглашение 1867 г. должно было разрешить кризис в Австрийской империи. Посмотрим, что из этого получилось».
Далее следует сюжет о борьбе чехов за создание триединой монархии. И здесь важно показать, как националистическая идеология превращает бывших либералов в людей с имперским сознанием. Чехи смогли убедиться в том, что никто им навстречу не идет, а даже австрийские либералы, гордо называвшие себя «людьми 1848 г.», рассматривают предоставление Чехии автономии как «распад империи». В отчаянии чешские политические деятели поехали даже в Россию и Францию, чтобы рассказать Александру II и Наполеону III о своем бедственном положении в составе империи. Узнав об этом «путешествии», немецкие либералы закричали о «государственной измене», а Франц Иосиф задумался о том, что же сделать для чехов, чтобы впредь они не подрывали авторитет монархии. Нужны были новые компромиссы.
Тем временем обстановка в Чехии становилась напряженной. Уже в 1868 г. в Чехии и Моравии происходили демонстрации, заканчивавшиеся сражениями между чехами и немцами. Чешские депутаты демонстративно отказывались от участия в работе австрийского парламента. Не сразу, но австрийскому правительству пришлось пойти на компромисс, сторонником которого стал и Франц Иосиф. Последовал ряд демократических реформ (см. учебник). Однако политика компромиссов наталкивалась на протест со стороны националистов.
Когда были приняты постановления о языке, в Чехии и Моравии начались демонстрации протеста со стороны немецкого населения. Можно было подумать, что их лишили каких-либо жизненно важных прав, хотя всего-навсего очень скромные права предоставлялись другому народу. Немецкие националисты бесчинствовали: срывали национальные кокарды с головных уборов чехов, громили помещения чешских организаций, избивали прохожих. Беспорядки перекинулись в Австрию. Против законов объединились все немецкие политические партии, в том числе и социал-демократы. Депутаты-немцы решили «свалить» правительство. Сначала они отказывались участвовать в работе парламента, и когда польские и чешские депутаты хотели продолжать заседания, то немецкие депутаты начинали петь, кричать. Они даже бросались чернильницами и устраивали драки. Император распустил парламент, а когда через несколько месяцев его созвали, то все повторилось с новой силой. Пришлось прибегнуть к помощи полиции. Франц Иосиф отправил в отставку правительство и отменил законы о языке. Славянские народы убедились в том, что их надежды на разрешение национальных проблем через австрийский парламент — иллюзия. Кризис в империи усугублялся.
Национальные разногласия, приведшие Австрию к почти безвыходному положению, существовали и в Венгрии. В начале XX в. на 8 млн венгров приходилось 18 млн лиц других национальностей. Политика венгерского правительства по отношению к сербам, хорватам, румынам и русинам была жестокой. После 1867 г. в Венгрии стала проводиться политика насильственной мадьяризации. В деревнях сербские, хорватские, словенские и румынские крестьяне работали на венгерских помещиков, что тоже обостряло национальные отношения. В целях сохранения империи правительство перешло к «политике одинаковых подачек» (см. учебник).
Сюжет «Промышленная революция» изложен в учебнике в достаточном объеме.
Рассказывая о проблемах империи в конце XIX — начале XX в. («Накануне крушения»), учитель может добавить, что в это время в империи усиливались националистические настроения, развивался антисемитизм. Экономические кризисы приводили к банкротству многие фирмы, масса «маленьких людей» теряла деньги. Их ненависть была направлена против крупного капитала, который они считали виновным в потере своих сбережений. В этой обстановке создавалась благоприятная атмосфера для антисемитской пропаганды, обвинявшей во всех бедах еврейских банкиров и промышленников. В Вене было много врачей, адвокатов, мелких купцов, ремесленников еврейского происхождения. «Маленькие люди» постоянно сталкивались с ними как с конкурентами и именно на них изливали свое недовольство. Страх и незащищенность рождали расовые «теории», выдававшие себя за учения, направленные на спасение гибнущего мира. Комплекс страха выражался и в антисемитизме, и многие партии использовали его для усиления своего влияния на массы.
Содержание урока позволяет школьникам убедиться в том, что создание двуединой монархии не уничтожило противоречий, раздиравших империю, а добавило новые. И чем больше независимости от центра предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям (с целью сохранения империи), тем активнее возникали обратные процессы — стремление выйти из ее состава. Национальное самосознание «вассалов» росло, и в начале XX в. империя держалась на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.
Рассказывая об убийстве наследника престола, племянника императора эрцгерцога Франца Фердинанда, следует уделить внимание его персоналии.
К 1913 г. Франц Фердинанд стал генеральным инспектором всех вооруженных сил и сосредоточил в своих руках реальную власть в армии. Он придавал большое значение решению национального вопроса и полагал, что для сохранения монархии необходимо создать федерацию австро-немецких, венгерских и славянских земель, что всем народам должно быть предоставлено равноправие и гарантировано свободное развитие их национальных культур.
Он выступал против двуединой монархии, против мадьяризации живущих в Венгрии народов. Любви среди населения империи Франц Фердинанд не снискал — мешали авторитарный характер и взрывной темперамент. Его опорой была армия.
Последняя часть урока и выводы по его содержанию рассматриваются в пределах учебника.
При проведении урока в форме сюжетно-ролевой игры следует за две недели до занятия распределить среди учащихся класса основные проблемы и сюжеты для самостоятельного изучения. Темы выступлений в своей основе соответствуют названиям разделов параграфа. В качестве тем для дискуссии и сообщений также могут быть использованы формулировки познавательных заданий. Отдельные выступления следует посвятить персоналиям — Францу Иосифу, Францу Фердинанду. Учитель ведет заседание круглого стола и делает общие выводы (причины непрочности и исторической обреченности империй и пагубность националистической идеологии, губящей попытки демократических преобразований).
На дом следует задать повторение основных вопросов главы (см. раздел учебника «Подведем итоги»).