Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Либеральные реформы - Революции и реформы
Внутрипредметные связи. Революционный путь преобразований. Политические традиции Великобритании к началу XIX в. Парламентаризм. Особенности политического устройства Германии.
Основные факты и понятия. Эффективность реформистского пути. Избирательная реформа 1832 г. в Великобритании. Отмена хлебных законов 1846 г. в Великобритании. Создание Таможенного союза в Германии в 1834 г.
Первый вариант проведения урока
План урока
1. Революции и реформы: два пути проведения преобразований.
2. Реформы в Великобритании и их результаты.
3. Создание Таможенного союза в Германии.
Ход урока
1. Урок начинается с повторительной беседы об итогах революционного движения в мире в 20—30-е гг., которая позволит перейти к характеристике реформистского пути развития некоторых европейских государств. Учителю необходимо обратить внимание учеников на страны, в которых происходили революционные выступления, на пути и методы проведения революционных преобразований и их результаты. Это делается для того, чтобы продемонстрировать тот факт, что не во всех странах происходили революции, а там, где они происходили, их результаты не всегда соответствовали затраченным усилиям и принесенным жертвам.
1. Вспомните, в каких странах происходили революции в 20—30-е гг. Почему они происходили именно в этих странах?
2. Какие цели ставили перед собой восставшие?
3. Каковы были методы, которыми действовали восставшие и власть во время революций?
4. Какие изменения произошли в жизни государств в результате революций?
В процессе беседы можно выполнить первую часть задания 3 на с. 29 и задание 2 на с. 29 в рабочей тетради.
Далее учитель дает краткий обзор стран, где не было революций и где правительства проводили реформы. В учебнике названы Великобритания и Германия. Учащиеся выполняют вторую часть задания 3 на с. 29 в рабочей тетради.
2. Изучение вопроса о реформах в Англии начинается с рассказа учителя, в котором он напоминает учащимся о политической истории и традициях этой страны. С середины XVII в. формировались традиции, связанные с ограничением власти короля (краткая информация об этом дана в пункте «Борьба за реформы в Великобритании», а более подробно материал изложен в учебнике: Ревякин А. В., Черных А. П. Новая история, 1500—1800. 7 класс. — М., 2001). Результаты работы могут быть оформлены в процессе выполнения задания 4 на с. 29 в рабочей тетради.
Учитель также может рассказать о деятельности «самого долгого правительства» Англии, которое находилось у власти с 1812 по 1827 г. и в котором работали талантливые государственные деятели — Джордж Каннинг, Роберт Каслри, Джон Пальмерстон и Роберт Пил.
Законы в Англии живут столетия и подчас сильно устаревают. В просвещенном XIX в. уголовное право носило на себе отпечаток жестоких обычаев Средневековья. Так, наказанием за любую кражу являлась смертная казнь. Присяжные часто оправдывали явного преступника, ибо не хотели отправлять на виселицу человека, похитившего носовой платок. Сэр Р. Пил добился смягчения уголовного законодательства и ужасающего тюремного режима.
В 1819 г. правительство, не без влияния знаменитого впоследствии утопического социалиста Р. Оуэна, провело в парламенте закон о запрете принимать на работу детей в возрасте до 9 лет, для лиц до 16 лет рабочий день был снижен до 10,5 часа.
Необходимо также объяснить ученикам, почему именно избирательная реформа и движение за свободу торговли стали основными направлениями реформистской деятельности в Англии в первой половине XIX в.
Далее класс делится на две группы, каждая из которых изучает по учебнику одну из реформ: избирательная реформа (с. 71—74); движение за свободу торговли (с. 71, 74—75). В ходе работы учащиеся выполняют задания 5— 6 на с. 29—30 в рабочей тетради или заполняют таблицу «Реформы в Великобритании в первой половине XIX в.».
Реформы в Великобритании в первой половине XIX в.
Дата |
Основное содержание реформы |
Результаты реформы для развития страны и населения |
1832 |
Избирательная реформа: — снижение имущественного ценза — уничтожение «гнилых местечек» |
— число избирателей увеличилось почти вдвое — местности с большим количеством избирателей получили большее количество мест в парламенте |
1846 |
Отмена хлебных законов: — введение свободы торговли с другими странами |
— снижение цен на продукты питания улучшило положение рабочих и горожан, было выгодно для фермеров |
На этапе обсуждения результатов работы учащиеся делают вывод об эффективности реформистского пути развития, сравнивая результаты реформ в Великобритании с результатами революционных событий в других европейских странах.
3. Вопрос о Таможенном союзе в Германии можно оставить на самостоятельное изучение дома. Учащимся можно предложить работу с документом и выполнение задания 8 на с. 30 в рабочей тетради.
Из договора о Таможенном союзе между Пруссией, Гессеном, Баварией и Вюртембергом
1833 г.
«§ 1. Существующие между названными государствами таможенные объединения образуют на будущее время единый общий союз, устанавливающий общую таможенную и торговую систему и охватывающий все названные государства. <...>
§ 4. Во владениях договаривающихся государств должны быть согласованы законы о ввозных, вывозных и проходных пошлинах с модификациями, не наносящими ущерба общей цели, но оказавшимися необходимыми ввиду своеобразности общего законодательства каждого договаривающегося государства или имеющихся местных интересов. <... >
§ 6. После заключения настоящего договора между договаривающимися государствами наступает свобода торговли и сношений, а одновременно и общность во взимании пошлин».
Какие преимущества давал данный договор германским землям?
Второй вариант проведения урока
Опережающее домашнее задание. Учащимся необходимо вспомнить из курса Новой истории 7 класса особенности политической истории Великобритании после революции середины XVII в.: систему государственного устройства, положение короля и парламента, наличие у граждан прав и свобод.
Двум группам учащихся (по 3—4 человека) изучить материалы § 7, пункты «Борьба за реформы в Великобритании», «Избирательная реформа 1832 г.», «Движение за свободу торговли», «Хлебные законы» и подготовить две петиции: в одной обосновывается необходимость проведения избирательной реформы, а в другой — свободы торговли.
План урока
1. Борьба за реформы в Великобритании.
2. Революции и реформы — два пути проведения преобразований.
Ход урока
1. В начале урока учитель сообщает ученикам о том, что изменения политической, экономической и общественной жизни происходили в европейских странах не только путем революций, но и с помощью реформистских действий правительств. Наиболее ярким примером мирного политического реформирования страны может служить Великобритания. И это не случайно. Учитель предлагает классу повторительную беседу (либо один из учеников рассказывает у доски) о политических традициях этой страны.
1. Какая форма правления существовала в Великобритании в XVIII—XIX вв. и существует до сих пор?
2. Какие исторические события середины — второй половины XVII в. заложили основы этой формы правления?
3. Как была организована система управления страной?
Далее учитель сообщает ученикам о том, что им предстоит перенестись в Англию первой половины XIX в. и стать участниками общественно-политической жизни этой страны. Перед классом выступают две группы учащихся с подготовленными петициями. Их задача — убедить слушателей в необходимости проведения той или иной реформы.
Перед выступлением групп классу могут быть предложены следующие вопросы:
1. Как вы думаете, почему именно эти два вопроса стали наиболее актуальными для англичан в первой половине XIX в.?
2. Какие выгоды жителям страны давали эти реформы в случае их проведения?
3. Один из членов кабинета вигов, осуществившего реформу, так сказал о ней: «Билль о парламентской реформе является самым аристократическим из мероприятий, когда-либо предложенных нации». Объясните его слова. Согласны ли вы с такой оценкой парламентской реформы?
После обсуждения ответов на вопросы учитель кратко информирует учеников о содержании и результатах проведенных реформ (если есть время, можно заполнить таблицу «Реформы в Великобритании в первой половине XIX в.»).
2. Во второй части урока учитель организует небольшую дискуссию о путях осуществления изменений в политической, экономической и общественной жизни стран. Учащиеся уже изучили революционные события, на данном уроке познакомились с реформистским движением. В ходе дискуссии им предстоит выяснить эффективность того или иного пути проведения изменений.
Вопросы и задания для дискуссии. Сравните революционный и реформистский пути проведения преобразований по следующим позициям: цели, методы и формы, результаты. Выскажите свое мнение о влиянии того или иного пути на развитие страны и жизнь народа. Какой путь вам кажется более эффективным?
В ходе обсуждения учитель помогает ученикам высказать и обосновать свое мнение по обсуждаемым вопросам.