Франция под властью Наполеона - Европа в эпоху Наполеоновских войн

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Франция под властью Наполеона - Европа в эпоху Наполеоновских войн

Внутрипредметные связи. Жизнь и деятельность Наполеона Бонапарта. Окончание Французской революции в 1799 г. Экономический кризис середины 90-х гг. Промышленная революция.

Основные факты и понятия. Конституция 1799 г. Консульство. Диктатура и ее опора в обществе. Реформы в управлении и законодательстве. Установление империи в 1804 г. Экономические реформы и начало промышленной революции во Франции.

План урока

1. Франция к концу 90-х гг. XVIII в.

2. Консульство Наполеона.

3. Установление империи.

4. Экономическая политика страны.

Ход урока

1. В начале урока целесообразно напомнить ученикам об основных событиях Французской революции и о ее результатах к 1799 г. (см.: Ревякин А. В., Черных А. П. Новая история, 1500—1800, 7 класс. — М., 2001; Ревякин А. В., Несмелова М. Л. Новая история, 1500—1800: Методические рекомендации. — М., 2004). По ходу работы ученикам могут быть заданы вопросы:

image8

1. Когда началась Французская революция?

2. Какие основные проблемы привели страну к революции?

3. Какие наиболее яркие деятели Французской революции вам запомнились?

4. Каковы были результаты Французской революции в политической, экономической и социальной сферах?

На этом этапе также можно уделить внимание личности Наполеона, если в дальнейшем не планируется отдельный урок, посвященный этому выдающемуся историческому деятелю. Учитель напоминает учащимся основные вехи биографии Наполеона и его путь к власти, обращая внимание на черты характера и заслуги Наполеона Бонапарта перед Французской республикой, которые привели его к власти 18—19 брюмера 1799 г.


2. При рассказе о консульстве Наполеона учитель может применить меловую опорную схему, отражающую реальную расстановку властных сил. Схему желательно нарисовать в виде дерева с тремя корнями: «крупные собственники — нотабли», «армия», «политики умеренного толка». На стволе должно быть написано «республика 1799 г.». На вершине — «Наполеон — первый консул», на ветвях ниже — «два консула» и «законодательные палаты».

На этом этапе можно использовать задания 1—4, 7 на с. 3—4 в рабочей тетради.

Учитель характеризует меры, предпринятые Наполеоном в системе управления и законодательстве. Главная мысль, которую должны усвоить ученики, — Наполеон был не только талантливым полководцем, но и талантливым государственным деятелем. Особое внимание следует уделить Гражданскому кодексу Наполеона. В зависимости от уровня подготовленности класса и наличия времени учитель может организовать небольшую самостоятельную работу учеников с фрагментами этого документа, помещенными в учебнике.

image9

1. Прочитайте статьи Гражданского кодекса, касающиеся семейных отношений. Согласны ли вы с мнением автора учебника о том, что в основу семейных отношений были положены отношения собственности? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

2. Почему в кодексе уделено большое внимание отношениям собственности? Какое значение имели статьи об имущественных отношениях для развития экономики Франции того времени?

При наличии времени целесообразно выполнить задание 8 на с. 4 в рабочей тетради.


3. Далее учитель кратко описывает обстоятельства провозглашения Наполеона императором. Работа строится на выявлении изменений, которые произошли в структуре органов власти и положении самого Наполеона. При этом внимание учащихся может быть вновь обращено к меловой схеме, в которую вносятся изменения: 1799 г. исправляется на 1804 г.; вместо трех консулов появляется император; слово «республика» меняется на «империя» (с 1808 г.).

Внешне изменения, произошедшие в положении самого Наполеона, хорошо видны на репродукциях двух картин Ж. О. Энгра, помещенных в учебнике, — «Бонапарт, первый консул» и «Наполеон на императорском троне». Учитель может организовать сравнение иллюстраций, опираясь на следующие вопросы и задания:

image9

1. Если бы у данных репродукций не было подписей, смогли бы вы сразу сказать, на какой картине изображен император, а на какой — первый консул? Какие детали позволили художнику показать отличия?

2. Сравните одежду, позу и окружающие Наполеона предметы. Как они подчеркивают его положение?


4. На последнем этапе урока организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (пункт «Экономическая политика») по вопросам и заданию.

image9

1. Выпишите мероприятия правительства Наполеона в экономической сфере. Это задание можно выполнить в рабочей тетради: задание 9 на с. 4.

2. Какое значение имели эти мероприятия для страны?

3. В чем состояли недостатки начавшегося промышленного переворота? Предложите меры, которые могли бы их устранить.






Для любых предложений по сайту: [email protected]