История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Внутренняя политика Екатерины II - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.
Цели урока: сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II; раскрыть понятие «просвещённый абсолютизм», показать его специфику в российских условиях; привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70—90-х гг. XVIII в.; дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
Основные знания: особенности внутренней политики Екатерины II, причины её противоречивого характера; политика «просвещённого абсолютизма»: содержание и основные мероприятия; «Наказ» императрицы Уложенной комиссии и общая оценка этого документа; завершение становления российского дворянства в качестве господствующего сословия общества; причины, проявления и последствия ужесточения внутренней политики Екатерины II в 70—90-х гг. XVIII в.
Образовательная среда: учебник, настенная карта «Российская империя во второй половине XVIII в.».
Внутрипредметные связи: Новая история: европейский абсолютизм в XVIII в.; история России: реформы Петра I.
Персоналии: Екатерина II, Г. Г. Орлов, Г. А. Потёмкин, Н. И. Панин.
Ключевые понятия: «просвещённый абсолютизм», фаворит, Уложенная комиссия, жалованная грамота, секуляризация, монополия, каторга, межевание.
Даты и события: 1762—1796 гг. — правление Екатерины II; 1764 г. — упразднение украинской автономии; 1767—1768 гг. — работа Уложенной комиссии; 1775 г. — губернская реформа; 1785 г. — Жалованные грамоты дворянству и городам.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация, фаворит, Уложенная комиссия, жалованная грамота, монополия, каторга, межевание; рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России; представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её внутриполитической деятельности; сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II; анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения; характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после восстания Е. И. Пугачёва; рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов по истории своего края).
Основные сведения
На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства.
К моменту её воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, рынок свободной рабочей силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне. Для устранения этого требовалось развитие свободного рынка, предпринимательской инициативы, ограничение крепостнической кабалы.
Нарастание народного недовольства, вылившегося в «пугачёвщину», революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении преобразований, а порой вели к ужесточению внутренней политики.
Екатерина II была вынуждена считаться и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота.
Разделяя многие взгляды просветителей, Екатерина II сформировала собственные представления о применении идей Просвещения в России. Главными среди этих идей были критика феодальных порядков и отстаивание свободы личности, равенство людей в правах и перед законом, просвещение народа. При этом Екатерина II была твёрдо убеждена в том, что Россией можно управлять лишь самодержавно. Помогать же монарху должны были дворяне.
Главными решениями в рамках «просвещённого абсолютизма» были: секуляризация церковных земель, учреждение дворянского Вольного экономического общества, упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях, предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства, разрешение создания вольных типографий, начало проведения школьной реформы и др.
Одним из самых серьёзных шагов Екатерины II во внутренней политике стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее в то время Соборное уложение 1649 г.
Камнем преткновения в деле реформирования страны стало восстание Е. И. Пугачёва, которое привело к ужесточению внутренней политики Екатерины II. Губернская реформа, проведённая в 1785 г., усиливала контроль властей над населением страны. Затем были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине.
После революции во Франции, дабы не допустить революционные идеи в Россию, Екатерина II установила строгую цензуру и ликвидировала вольные типографии.
Всё это свидетельствовало о завершении политики «просвещённого абсолютизма».
План изучения нового материала: 1. Особенности внутренней политики Екатерины II. 2. Политика «просвещённого абсолютизма». 3. Уложенная комиссия. 4. «Золотой век» российского дворянства. 5. Ужесточение внутренней политики в 70—90-х гг. XVIII в.
Ход урока
В начале урока учитель кратко рассказывает о биографии Екатерины II. По окончании рассказа с учениками проводится беседа.
Вопросы для учащихся: 1. В какой семье родилась Екатерина II? 2. Каких взглядов она придерживалась до переезда в Россию? 3. Как сказалось на её политических воззрениях пребывание в России при дворе Елизаветы Петровны? 4. Почему гвардия активно поддержала дворцовый переворот 1762 г.?
1. Особенности внутренней политики Екатерины — ключевой вопрос урока. Учитель отмечает противоречивость действий императрицы. Затем следует вопрос учащимся: какие факторы определяли либеральные стороны и репрессивные проявления внутренней политики Екатерины II?
2. Рассказ о политике «просвещённого абсолютизма» следует начать с постановки перед учениками проблемных вопросов: какие идеи Просвещения содержатся в трудах Вольтера, Дидро, Монтескьё, Руссо, д’Аламбера? Что такое «теория общественного договора»? Что означает идея «естественного права»? Почему Екатерина II разделяла эти взгляды? Какие черты характера и особенности её биографии этому способствовали?
Обсуждение нового материала проходит в форме беседы учителя с классом с привлечением для анализа учащимися отрывка из «Записок императрицы Екатерины Второй» (с. 199 учебника). Учитель просит учащихся прокомментировать основные положения отрывка из «Записок...».
3. Раскрывая вопрос об Уложенной комиссии, учитель предлагает ученикам вспомнить, кто из предшественников Екатерины II пытался разработать новый свод законов. Следует отметить, что, в отличие от них, Екатерина II поручила эту работу не только чиновникам соответствующих правительственных учреждений, но и выборным депутатам от сословий. Важно в этой связи подчеркнуть, какие категории населения получили право выбора, а какие нет и почему. Также в ходе изучения данного пункта плана необходимо обсудить с классом отрывок «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии (с. 200 учебника). При этом стоит обратить внимание учащихся на то, как понимала императрица слово «вольность».
4. Учитель беседует с учащимися, задавая им проблемно-повторительные вопросы: какие привилегии дворянство имело до воцарения Екатерины II? Почему все правители, начиная с Петра I, принимали меры по укреплению позиций дворянства? К чему это привело?
Затем целесообразно предложить ученикам проанализировать отрывки из «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам».
Из «Жалованной грамоты дворянству» (1785)
1. Дворянское название есть следствие, истекающее от количества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
2. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того исстари, ныне, да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно...
6. Преступления, основания дворянского достоинства, разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобные преступления учинить.
8. Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.
9. Без суда да не лишится благородный чести.
10. Без суда да не лишится благородный жизни.
11. Без суда да не лишится благородный имения.
12. Да не судится благородный, окромя своими равными.
15. Телесное наказание да не коснётся до благородного.
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Найдите черты сходства «Жалованной грамоты дворянству» и принятого Петром III «Манифеста о вольности дворянской». 2. Чем объясняется в «Жалованной грамоте дворянству» необходимость и заслуженность особого положения дворян? Справедливо ли было такое их положение? Что о справедливости такого положения дел говорится в документе? 3. За какие нарушения дворяне лишались своего привилегированного статуса? Кто мог лишить дворян их статуса?
Из «Жалованной грамоты городам» (1785)
...18. Городу дозволяется, где удобно, на городских землях завести, построить и содержать мучные, или пильные, или иные водяные и ветряные мельницы.
19. На городской земле по дорогам дозволяется городу построить и содержать и в наём отдавать харчевни, корчмы, или герберги [постоялые дворы], или трактиры.
20. Мещанам отдаётся на волю в городе иметь, или строить, или чинить для хранения или продажи товаров гостиный двор, или же иметь по домам лавки и амбары для продажи и поклажи товаров.
21. В городе иметь клеймёные весы и меры и с оными поступать по установлениям.
24. Уездным жителям да будет свободно и безопасно свои произрастения, рукоделия и товары в город возить, и потребное для них из города вывозить беспрепятственно, и с уездных жителей при привозе произрастений, рукоделия и товаров в город, или вывозе потребного для них из города, не требовать явления, или за- писания пашпорта в здоровое время.
26. В городе учредить ежегодно одну ярмарку или более, смотря по обстоятельствам и удобности; и для того назначить время и место, в которое бы иногородные люди всякие товары беспрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли; непроданное же не запрещается паки за город отвозить.
30. Городские обыватели собираются по приказанию и дозволению генерал-губернатора или губернатора как для дозволенных городовым обывателям выборов, так и для выслушания предложений генерал-губернатора или губернатора всякие три года в зимнее время.
49. Обществу градскому запрещается избирать для тех должностей, кои, по силе Учреждений, выбором наполняются, мещанина, который в том городе не имеет капитала, с которого проценты ниже 50 рублей и который моложе 25 лет.
50. В обществе градском мещанин, который капитала не имеет, с которого проценты ниже 50 рублей и моложе 25 лет, присутствовать может, но голоса не имеет.
51. В обществе градском мещанин быть может бескапитальный и моложе 25 лет, но сидеть не должен, ни голоса иметь, ни выбран быть не может для тех должностей, кои наполняются обществом градским.
167. Городской Думе предлежат попечения: 1) Доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию. 2) Сохранять город от ссор и тяжб с окрестными городами или селениями. 3) Сохранять между жителями мир, тишину и доброе согласие. 4) Возбранять всё, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя однакож относящиеся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным. 5) Посредством наблюдения доброй веры и всякими позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может. 6) Наблюдать за прочностию публичных городских зданий, стараться о построении всего потребного, о заведении площадей для стечения народа по торгу, пристаней, амбаров, магазинов и тому подобного, что может быть для города потребно, выгодно и полезно. 7) Стараться о приращении городских доходов на пользу города и для распространения заведений по приказу общественного призрения. 8) Разрешать сомнения и недоумения по ремёслам и гильдиям, в силу сделанных о том положений...
172. Городская Дума, быв составлена из людей, занятых торгами, промыслами и ремёслами, обязана собираться по однажды всякий срок заседания; или же, когда нужда и польза городская потребует, и в другое время.
Вопросы для учащихся: 1. Какие положения «Жалованной грамоты городам» были направлены на развитие капиталистических отношений в экономике? В чём это проявлялось? 2. Кто имел право выбирать и быть избранным в органы городского управления? Почему не все горожане имели такое право? 3. В чём причины ограничения избирательного права по имущественному и возрастному признаку? 4. Какие вопросы подлежали решению Городскими Думами? Какие вопросы оставались вне их полномочий? Почему?
5. Данный пункт плана изучается в форме беседы учителя с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить ужесточение внутренней политики Екатерины II в 1770—1790-е гг.? 2. Почему губернская реформа 1775 г. считается свидетельством такого ужесточения? 3. Чем была вызвана отмена украинской автономии? 4. К чему должны были привести установление строгой цензуры над печатной продукцией и закрытие вольных типографий? Какие примеры их деятельности вынудили верховную власть на эти шаги?
Выводы. В целом политика Екатерины II носила продворянский характер. Её «просвещённый абсолютизм» не привёл к улучшению жизни народа, напротив, российское крестьянство утратило остатки гражданских прав.
Домашнее задание: § 24, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—6 к § 24.